Личный блог Алексея Каныгина Размышления о насущном

18.06.2009

Уязвимости системы государственной власти.

Filed under: Без рубрики — admin @ 11:30 дп

Сегодняшняя моя статья немного отходит от обсуждения проблем нашего города и района, она посвящена государственному управлению. Я работаю в сфере информационных технологий и как – то задумался — у операционной системы windows найдено и исправлено более тысячи уязвимостей, через которые злоумышленники могли получить несанкционированный доступ к системе или даже разрушить ее. Государство – это тоже техническая система, состоящая из различных взаимосвязанных элементов. А так ли безупречно построена наша система? А нет ли у нее уязвимостей? А не являются ли различные пороки и несовершенства нашей системы государственного управления – результатом воздействия на эти уязвимости.

Россия — президентская республика. Основной субъект управления – президент. У него огромные полномочия:

— Он руководит армией, являясь верховным главнокомандующим,

— Он является главным юристом страны – подписывает законы, или отправляет их на доработку. При этом президент может распустить Госдуму, если она уж совсем ему не понравится.

— Он фактически возглавляет исполнительную ветвь власти. Формально можно возразить, что у нас возглавляет Правительство Премьер, он мол и структуру правительства формирует и т.д, но не будем забывать, что предлагает кандидатуру Премьера – Президент. Он же в силу положения имеет право председательствовать на заседаниях правительства, кроме того он имеет право издавать указы, обязательные к исполнению на всей территории РФ. Назначает заместителей председателя правительства и федеральных министров – тоже президент. Или не назначает или не предлагает премьера, скажем – этого, а предлагает другого. Президент никому не отчитывается – ПОЧЕМУ он выбрал этого, а не того. А если что не понравится в работе правительства впоследствии – в ходе работы – то росчерком пера можно отправить правительство в отставку. Поэтому главный в правительстве – президент!!!

— Вносит на утверждение кандидатуры руководителя ЦБ РФ, Председателей Верховного и Конституционного судов. Ну или опять же таки вносит тех, кто понравится лично ему и может спокойно отдать предпочтение менее опытному и профессиональному, но более преданному ему лично, что – бы не дай бог, дело не дошло до отрешения президента от власти, тот бы не подписал необходимый для данной процедуры документ.

— Назначает и снимает губернаторов – руководителей субъектов федерации.

— Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это положение вообще от лукавого. Это и все и ничего одновременно. А если еще добавить, что Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. То получаем, что Президент есть альфа и омега, начало и конец. Для кого обязательны? Для государственных служащих? Для судей? ДЛЯ ВСЕХ!!! Нет никакого уточнения в законе.

Все это очень хорошо для решительных действий, когда есть 2 мнения – одно президента, другое неправильное. Но мы с вами далеки от эмоций, мы философы, оценивающие уязвимость системы. Мы знаем, что человек существо несовершенное, и если он хорошо разбирается в музыке, то чаще всего военный он неважный, да и математик из него, скорее всего не получится. И наоборот. Человека, который бы мог быть одновременно, пусть не выдающимся, а хотя бы просто способным на понимание, юристом, экономистом, военным, ученым, хозяйственником, а учитывая необходимость быть альфой и омегой, и т.д. и т.п. – не существует в природе, и не может существовать.

Отсюда первая уязвимость всей системы – те сферы общественных отношений, которые не находят у президента личного отклика, понимания и внимания – обречены на застой в своем развитии. В принципе так было всегда – вы вспомните – Сталин уделял внимание вопросам армии, индустриализации и коллективизации, Хрущев выращивал кукурузу и строил доступное жилье…

А теперь представим, что президент искренне заблуждаясь в каком-нибудь вопросе, ну скажем, внутренней политики, принимает неправильную позицию, и весь бульдозер нашего государственного аппарата начинает добросовестно укатывать асфальтом подготовленную под пашню землю.

Вторая уязвимость системы – отсутствие ответственности президента.Она никак не прописана. У него огромные полномочия, но он хочет их делает, не хочет – не делает. У него есть Дума, которая принимает законы. У него есть правительство, которое эти законы претворяет в жизнь, министр обороны, отвечающий за армию, министр внутренних дел, на котором висят вопросы правопорядка, Директор ФСБ с которого можно спросить за допущенный теракт и есть судебная система, которая должна следить за исполнением законов. Любой, абсолютно любой вопрос, который возникает в стране президент может с кого-то переспросить. Армия плохо обучена – виноват министр обороны, экономика упала – будем бить министра финансов, за сельское хозяйство отвечает свой министр, за образование – свой. Формально президент не отвечает ни за что. Везде есть крайние.

Отстранить от власти нашего президента практически невозможно. Не менее 1/3 законодателей Думы должны выступить инициаторами, решение принято не менее 2/3 и направлено в Совет Федерации, решению должны сопутствовать заключения Верховного суда и Конституционного суда, а в Совете Федерации опять же 2/3 должны за него проголосовать. А назначал Председателей судов – вернее вносил их кандидатуры на рассмотрение в Думу – тот же самый Президент. Пока против него готовят обвинения и формируют процедуру отстранения от власти, любой Президент успеет разогнать Думу. Ему для этого надо только подписать соответствующий указ.

Ну и наконец, третья уязвимость в институте власти президента – приход нового президента к власти или выборы. Как проходят выборы? Что мы знаем о кандидатах? На мой взгляд – вся современная система так называемых демократических выборов очень несовершенна. Я уже говорил о том, как сильно влияют личные качества и навыки Президента на развитие страны. А что мы видим в ходе выборов? Среднестатистический избиратель оцениваем мастерство актерской игры, клоунаду кандидатов в борьбе за высший государственный пост. Никакой здравомыслящий человек, осознавая всю серьезность последствий, никогда не смог бы взять на себя ответственность за руководство страной. Все считающие себя «достойными» — изначально авантюристы. Я позволил себе баллотироваться на должность Главы городского поселения, коих в России тысячи, так и то, я искренне переживал высказывания – да кто ты такой, а чем ты лучше? А представьте пост Президента России.

Давайте опять же отойдем от конкретики и на теоретическом уровне попытаемся решить задачу – имеется 5-6 кандидатов на должность, из которых мы должны выбрать лучшего. Очевидно, что для выбора мы используем какие-то критерии – по профессиональной пригодности, по образованию, по опыту предыдущей работы, по возрасту и т.д. По каждому из критериев мы оцениваем каждого из кандидатов, и на выходе получаем некий набор оценок. Выбор носит объективный характер. Нам же в ходе выборов навязывают эмоциональную субъективную оценку. Здесь я пока не развиваю мысль, что даже теоретически могут быть допущены к выборам всего человек 10-15 из 140 миллионов, а реальные шансы есть только у 1-2.

В заключении я хотел бы высказать следующее предложение — давайте обсуждать институты власти, давайте создавать открытую систему. Все желающие могут добавить свои найденные уязвимости системы, а также предложить возможные варианты оптимизированных решений. По каждой найденной уязвимости или решению, остальные члены сообщества могут поставить свою оценку степени опасности или эффективности – это будет рейтингом члена сообщества. Ответы и предложения жду через страницу обратной связи.

Powered by WordPress