Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

23.11.2009

Что мы знаем об ИНФОРМАЦИИ?

Filed under: Без рубрики — admin @ 11:54 дп

Сегодня 23 ноября, я в первую очередь хотел бы поздравить всех Вас с моим Днем Рождения, и в качестве подарка, хотел бы затронуть одну очень важную для меня тему. Это основа, фундамент, своего рода платформа … хочу поделиться своими мыслями о том, ЧТО такое ИНФОРМАЦИЯ?
   Сразу оговорюсь, что многое будет сырым и не до конца продуманным, эта тема меня очень волнует и заставляет задумываться, ответов на многие вопросы нет, не только у меня, они не существует пока и в научном мире.
   Итак, что мы знаем об информации? В науке есть много определений Информации, но нет ни одного — общепринятого. Применим научный подход и попытаемся последовательно разобраться с ИНФОРМАЦИЕЙ, надо определиться с вопросами — что есть единица измерения информации, какие у информации есть характеристики, свойства и методы.
   На самом низком уровне единицей информации является бит. Логический ноль или единица. Предмет, явление, событие – либо есть (логическая единица, True)? Либо нет (логический ноль, False). Последовательность бит образует байты, 1 байт передает 1 букву или цифру, буквы складываются в слова, последовательность слов создает предложения, предложения описывают различные события, учат нас физике, математике, рассказывают о погоде и т.д.
   Логические нули и единицы образуют двоичную систему исчисления, но в природе нет ограничений на другие системы исчислений. Возьмем генетическую кодировку – там наследственная информация, записана в молекулах ДНК и РНК, составными «кирпичиками» которых являются 4 молекулярных соединения.

   Информация может быть как объективной, так и субъективной. Объективная информация существует независимо от нашего восприятия – мы можем и не знать о том, что под сосной зарыты сокровища, но информация от нашего незнания не перестает быть действительной.
   Для нас, как для носителей индивидуального сознания, не воспринимаемая информация равнозначна отсутствию информации. Что толку в том, что мы прочли книгу по высшей математике, если мы в ней ничего не поняли, или посидели на конференции, которая проходила на английском языке, а мы как раз именно английского и не знаем – мы же все равно ничего не поняли. И это равносильно тому, как если бы мы даже не начинали получать никакую информацию – результат один и тот же.
   Вот один из вопросов, на который у меня нет ответа — кто или что может выступить в роли Субъекта восприятия информации? Самый очевидный ответ – человек, его сознание. Но мы можем натренировать собаку на условные команды – сидеть или лежать, и тогда мы будем передавать информационное сообщение, и оно будет восприниматься. Делает ли это собаку – субъектом восприятия информации? Еще сложнее вопрос с компьютерными программами – они тоже способны реагировать на изменение внешних условий. Делает ли это бездушные компьютерные системы субъектами восприятия информации

   Остановимся ненадолго на восприятии информации. Человек воспринимает окружающий его мир при помощи 5 органов чувств. Мы видим, слышим, ощущаем запахи, вкус и можем потрогать интересующий нас предмет. На основании этих органов чувств мы воспринимаем и усваиваем информацию об окружающем нас мире. Это на вход. А на выход мы можем только воспроизвести звук и отчасти изображение. Передать другому человеку информацию о вкусе, запахе и других свойствах предмета или события мы можем только на словах. Отчасти изображение мы можем нарисовать, или мы можем изобразить мимику или движение описываемых объектов в процессе РАЗГОВОРА. В любом случае звуковой канал является основным для ПЕРЕДАЧИ информации. Даже читая текст – казалось бы, канал передачи изображений и воспринимающий орган – зрение, мы все равно про себя воспроизводим звучание написанного и, в конечном счете, информация поступает в мозг из проговариваемого про себя сообщения.
   Но восприятие восприятию рознь. Я уже приводил пример с учебником по высшей математике. Да, мы увидели, услышали, потрогали… и что? Да нам хоть кол на голове чеши, плевать мы на все хотели с высокой колокольни. Информация поступает субъекту информации, он ее воспринимает в том смысле, что все видит, слышит, никаких помех или преград, но она как об стену горох не воспринимается в том смысле, что не становится частью «ЗНАНИЯ» субъекта информации. Как говорится, смотрит в книгу, а видит фигу.

   Теперь поговорим о ПЕРЕДАЧЕ информации. Одно очень интересное наблюдение – информация почти всегда передается в закодированном виде!!! Представьте хирурга, который проводит операцию и консультируется с другим хирургом – он говорит что видит, какие предпринимает действия и т.д. они используют специальные термины, слова произносятся на русском языке. Китаец, не знающий русского языка, не сможет воспринять передаваемую информацию, но и простые обыватели, знающие русский язык, но не знающие медицинской терминологии, тоже не смогут ничего понять. Музыка записывается на компакт – диск в определенном формате, это тоже кодирование. Мы заходим в египетскую пирамиду, видим древние символы, мы понимаем что здесь записана информация, мы ее способны увидеть (считать), передать и перезаписать, но мы не способны ВОСПРИНЯТЬ информацию. Вы встречаете китайца, он очень бойко вам что-то рассказывает, но вы не знаете китайского языка.
  Язык – это код, модуляция радиосигнала – это код, буквы алфавита – это тоже код. Прежде чем воспринимать информацию, мы ее должны раскодировать.

   Еще одно наблюдение – информация всегда передается через НОСИТЕЛЬ информации. Компакт диск с записью аудиокниги, бумажная книга, глиняная табличка, стена Египетской пирамиды, окружающий нас воздух — все является носителями информации. Сломался или пришел в негодное состояние носитель – информация не сможет быть передана. Книга истлела, глиняная табличка раскрошилась, расстояние между хирургами увеличилось до 100 метров.. информация окажется утерянной..
   В связи с обязательным наличием носителя информации возникает серьезная путаница – очень часто саму информацию отождествляют с носителем информации. Действия по отношению к носителю часто воспринимаются как действия по отношению к самой информации.
   Информацию можно записать – передать – воспроизвести и воспринять (усвоить). Носитель информации тоже можно записать, передать и воспроизвести.. Носителю информации все равно, что на него запишут – бумага все стерпит.. а вот информации зачастую бывает не все равно, на какой носитель ложится – телевизионный сигнал не получится записать на бересте или на глиняной табличке – подавай специфичные носители.

   Давайте подробнее разберем ЗАПИСЬ Информации. Запись всегда осуществляется на носителе, и, как мы уже говорили, подразумевает некую закодированность. Гены человека закодированы в ДНК последовательностью атомов, печатная информация закодирована языком и письменностью на бумаге, запись музыки на компакт диске требует специальной подложки для записи и строго определенный алгоритм нанесения дорожки на диск и порядок прожига. Даже говорим мы в тональности от 300 до 3000 Герц, модулируя голосовыми связками окружающую нас среду передачи информации строго определенными последовательностями звуковых колебаний, образующими буквы, слова и предложения.
   Еще одно свойство ЗАПИСИ информации – последовательность. Мы разбиваем первоначально цельный образ на куски и передаем информацию кусочек за кусочком – последовательно. Мы видим цельный образ, но говорим – высокий, лысый, в очках, одет в зеленую куртку. Мы последовательно описываем информационные данные образа. Телевизионный сигнал передает изображение строчка за строчкой, просто скорость передачи высокая и нам кажется целостная картинка. Исключение составляет разве что старая классическая фотография – в ней образ передается целиком и сразу (параллельно). Но современная цифровая фотография тоже использует последовательное пиксел за пикселом описание изображения.

   Еще одни интереснейшее свойство информации, связанное с носителем – ИСКАЖЕНИЕ информации. Для своей передачи, информация кодируется в последовательный код, который записывается на носителе. Если носитель в ходе передачи частично разрушается – буквы стираются или краска потекла и исказила их начальный образ, при прочтении могут возникнуть ошибки. Радиосигнал на уровне шумов потерял половину сообщения. В качестве носителя информации очень часто выступает сознание другого человека. Первый рассказывает второму некое событие, которое второй потом рассказывает третьему человеку. «Испорченный телефон» способен не только исказить начальные события, но и привнести в них новое содержание.

   Человек – разумное существо и вся его «разумность» держится на информации. Это касается не только его разума, но самого строения человеческого тела. Мы развиваемся исходя из информации записанной в ДНК.
Самые страшные заболевания – вирусные. Вирус – это кусок ДНК или РНК в защитной оболочке, по сути это тоже кусок информации, которая начинает влиять на информационную модель здоровой клетки и заставляет ее изменить свою работу – клетка начинает дуплицировать вирус. Проведем аналогию – государство – это здоровая клетка. Какая-нибудь идеология – коммунизм, фашизм, демократия – это информационный код, который начинает влиять на работу этой клетки. По сути, идеология – это информационный вирус. А посмотрите, как фашизм изменяет целое государство – страна как больная клетка начинает дуплицировать заразную идеологию. Коммунизм тоже изо всех сил пытался овладеть всем миром, а сейчас в самом разгаре идет мировая борьба за «демократические ценности». Но что есть добро и что зло, как нам научиться отделять одно от другого – ведем мы справедливую войну за веру или безжалостное убийство, ни в чем не повинных людей. Убиваем мы врагов народа, которые мешают нам строить справедливое и гуманное государство, или мы уже остервенели от злости и пускаем под нож всех, кто попадается нам под руку? можем мы себе позволить уничтожить половину человечества во имя лучшей жизни оставшихся?
 
Во всем мире сейчас идет борьба за информационное влияние.

Философия Информации.

   Это самое ключевое понятие. Мы поговорили о свойствах информации, но пока не затронули ее суть. В каком из известных науке измерений нам искать информацию?
   Давайте представим — как происходит процесс творения человеком нового? Конструктор решает задачу – построить самолет с заданными характеристиками, лучше, чем у противника! Он вначале представляет образ будущего творения, потом записывает СГЕНЕРИРОВАННУЮ им информацию на носитель – на чертеж, на бумагу, прописывает технологию, материалы, последовательность сборки… и мы видим новый самолет, или новый корабль. Даже примитивное изготовление горшка из куска глины подразумевает некий образ и его воплощение в материи.
   В споре о том, что первично – яйцо или курица, предмет спора вращается в круговороте материального мира. Никто, почему то, не обращает внимание на информационный образ курицы, который заключен в вечном само воспроизводстве в материальном мире.
   Гораздо интереснее главный вопрос философии – что первично материя или сознание. И лично мне интересен вопрос как соотносятся между собой сознание и информация, если мы говорили о том, что в сознание попадает только субъективная информация – а это только часть целого. Я все таки вынес бы ИНФОРМАЦИЮ в отдельную философскую категорию.

   Человек подобен богу – он способен творить! Я думаю все знают фразу – В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Так начинается Евангелие от Иоанна. Слово – в греческом оригинале библии — ЛОГОС. А надо сказать, что священное писание пришло на Русь с Византии, и первый перевод был выполнен с древнегреческого языка. Раньше в русском языке не было слова, точно передающего смысл этого слова. Сейчас в нашем языке есть слова БиоЛогия – наука о живом, КосмоЛогия – наука о космосе, просто Логика – как метод научного познания. Сейчас можно было бы эту фразу оставить в первоначальном виде, и мы получили бы – Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог. Так что за ЛОГОС был в самом начале? Если мы допустим, что Логос – это целостная система знаний, это наука, не в каком-то прикладном значении, а в образе всеобщего знания, то получим удивительный вывод – в основе сотворения нашего мира было ЗНАНИЕ о нем, так же, как гончар ЗНАЕТ о том, какой он ХОЧЕТ сделать горшок.
   Наука (знание, систематизированная информация) была у бога, и наукой был бог? Даже в древнерусском переводе как СЛОВО – а слово это опять же информация, получаем – вначале была информация, информация была у бога, информацией был бог. Знание, информация, наука – часто произносятся как синонимы — Я знаю, или я владею информацией! А накопленная и систематизированная информация становится отраслью науки. Весь наш мир получается творением, созданным из первоначального образа.
 
   Здесь обязательно надо оговориться – для ТВОРЕНИЯ недостаточно глины (материя) и информации (знания), обязательно необходим еще один элемент – это ВОЛЯ, желание создавать творение. Без него творец превращается в лентяя и бездельника. Что толку в том, что я знаю как и что делать, я не хочу, не могу, НЕ БУДУ. Помните у Гамлета – быть или не быть, вот в чем вопрос. Здесь мы плавно вышли на триединство Святой троицы: Отец (Знания, информация) – Сын (творение, плод труда) – Святой Дух (воля и желание).

   Есть одно удивительное подтверждение моего предположения. Во всех Библиях, Коранах и Талмудах написано, что бог ЕДИН. Проблема лишь в том, как правильно ему поклоняться – называть его Аллахом или Иеговой, креститься двумя пальцами или тремя, слева направо или справа налево, вешать иконы и молиться им или не допускать никаких зримых образов.. в конце концов, молиться на латыни или на родном языке.. А сколько людей было безжалостно убито из-за этих, казалось бы пустых формальностей. Крестовые походы, Варфоломеевская ночь, суды инквизиции, гонения против старообрядцев и т.д. и т.п. А почему и главное ГДЕ бог в действительности един?
   Вы посмотрите внимательно на мир науки – вот где властвует единый бог! Если теорема доказана – то можно спорить об авторстве, о первенстве, но само знание не оспаривается – оно доказывается или опровергается научными (можно сказать божественными) методами. Тяга к знаниям, образование – вот, на мой взгляд, истинные догматы веры. Более высокообразованные люди владеют более высоким уровнем культуры. Обратите внимание – неграмотных людей – называют «темными», а образованных – «светлыми».
   Вы никогда не задумывались, почему многие искали бога на небесах, под землей и не находили его? А как можно найти бога, если его основа – знания (наука) это абстрактное понятие. Нам же подавай живого бога – что бы его потрогать, увидеть – вот тогда поверим.
   Мы говорим — бог бессмертен. Идеи не умирают, их нельзя расстрелять из пушек, сжечь… они будут жить, пока будет существовать человеческая цивилизация. А если бог задумывал наш мир не как одну нашу сегодняшнюю цивилизацию, а как ряд последовательно сменяющих друг друга цивилизационных циклов, то он, как наука, как целостный образ обо всем нашем мире будет существовать до конца всего мира. И получается, что так же, как любовь нельзя найти в человеческом сердце, как нельзя отыскать ум в его голове, так же бесполезно искать бога (науку) в качестве конкретного материального образа.

   Человек очень интересно устроен – мы своими физическими телами живем в материальном мире, где можно родиться – состариться и умереть, но мыслим мы абстрактными категориями, которые неподвластны времени. Скажем слово «стол» — это образ, «стоит» — еще один образ, «на полу» — мозаика образов сложилась в определение. Произнесенные разными людьми, в разное время, на разных языках мы все равно получим один и тот же результат. Весь процесс нашей мыслительной деятельности – это использование образов, не зависящих от времени. И вся наша жизнь – это противоречие между временным существование в материальном мире и погруженность сознания в категории вечных (безвременных) образов. Мы приходим в этот мир из ниоткуда и уходим в никуда. На уровне материи – не было наших тел до нашего рождения и распадутся они после нашей смерти. Зато во время жизни мы ведем себя так, как будто всегда жили и в будущем никогда не умрем. Это как раз одно из свойств сознания – его «вечность».

   На чем основаны сегодняшние религии? Как я уже упоминал, есть Святая Троица – в православии — Отец, Сын, Святой дух. Из простых обывателей почти никто не знает, что это такое. Одни религии берут за основу сына – Иисуса Христа и создают церковь Христову в более чем тысяче вариаций – православные, баптисты, адвентисты и т.д. Другие берут за основу Отца, называют его Иеговой или Аллахом, но принцип примерно тот же самый. Третьи берут за основу Святой дух и используют духовные практики – медитации, молитвы, посты. Чаще всего та или иная религия является в разной степени смешением этих трех основ. Молятся практически везде, но не везде есть посты, не все считают Христа сыном – в мусульманстве его роль отчасти берет на себя пророк Мухаммед, в других религия сыном считается сам молящийся. Отца и(или) сына считают просто одним из высших человеческих существ (материальных), не перенося их на образные понятия. Все это обильно приправляется фольклорными элементами – свечками, обрезаниями, песнями, плясками, жертвоприношениями и т.д. Беру на себя смелость утверждать, что образование, как форма поклонения богу не используется, потому что это просто не принято. Содержание есть, а формы нет. Я не хочу обидеть ничьи религиозные чувства, но давайте не будем путать веру в бога с верой в истинность какой-то конкретной религии. Согласитесь, что это все таки разные понятия.
   Очень интересен вопрос — колдовство на уровне информации. Ведь в чем заключается молитва или колдовское заклинание? Мы в своем сознании обращаемся к некоему могущественному образу, формулируем в своем сознание проблему или просьбу, и указываем информационный сценарий разрешения проблемы. Опять «работает» информация. Мы включаем ВОЛЮ и Информацию. Мы не можем сами своими руками сделать, что бы выздоровел родственник или был проклят сосед – мы об этом «просим» у того, кто может это сделать. Просто в первом случае ВОЛЯ добрая, а во втором – злая. Получаем кстати очень интересный вывод. Если доброй волей командует «Святой Дух» (у исламистов – архангел Гавриил), то противостоит ему Дьявол (Сатана). Причем Бог – Знания (наука), он нейтрален. Знание о реакциях ядерного синтеза – это бог, но Святой Дух вдохновит на создание мирной атомной электростанции или ледокола, способного 40 раз обогнуть землю, а дьявол вдохновит на создание мощнейшего в мире оружия.
   Религия задает определенный шаблон в восприятии внешнего мира. Задает систему ценностей – что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. А ведь это лежит в основе нашего мировоззрения. В основе каждого из нас есть базовая система ценностей, усваиваемая нами на самых ранних стадиях развития. Чаще всего она формируется вместе с изучением языка и никто даже особенно не замечает, что передает ее ребенку в процессе воспитания. Материнское тепло и ласка, или наоборот грубость и хамство родителей впитываются на подсознательном уровне. Шаг за шагом мы впитываем в себя информационную модель взаимоотношений с другими людьми, с властью, с государством. Очень часто нам приходится корректировать сформированную ранее модель под новые условия. Вышла девушка замуж за мусульманина – привыкай, что ты только одна из жен, а не единственная и навеки любимая. Посадили в тюрьму – там вежливость и забота свидетельство не культурности, а слабости. Развалился Советский союз – честность больше не в почете – теперь кто хапнул, тот и прав, а кто не хапнул тот лох.

   К сожалению человечество до сих пор не выработало единых принципов истинности оценки происходящего. Подавляющее большинство оценок основано на «выгодности» делаемого вывода. Вторая причина ошибок — традиционность. Мы просто привыкаем в схожих моментах делать одинаковые выводы. На мой взгляд это происходит из-за первоначальных ошибок в восприятии мира. Сегодняшние вероисповедания, формирующие мировоззрение людей — допускают принципиальную ошибку в восприятии бога. Они требуют шаблон  верности и преданности выбранной зачастую в неосознанном возрасте религии. Основной постулат — ты должен ВЕРИТЬ — на то она и ВЕРА во всевышнего, а не ПОНИМАТЬ. Хотя скорее всего по другому и нельзя было делать в исторической перспективе. Если 98 процентов населения неграмотные — как им объяснить суть ЛОГОСА. Объяснить крестьянину о всеобъемлющей науке пожалуй сложнее, чем… но нельзя оставаться на том первоначальном примитивном уровне и дальше, сейчас, когда грамотой владеют все, а людей с высшим образованием почти половина.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress