Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

29.09.2022

Работа с состояниями воодушевления и экзальтации.

Filed under: Философия — admin @ 10:59 дп


Меня продолжает интересовать тема «Духа», который проявляется в состоянии одухотворенности, воодушевления, экзальтации, и я пытаюсь найти формы работы с этими состояниями. Простой пример воодушевления – актер, играющий на сцене. Он выходит на сцену, надевает на себя маску роли, или можно сказать – проникается Духом, и начинает «творить». Вот этот акт творчества – интересный феномен для изучения. Из артиста как будто начинает «бить фонтан» энергии. У простого человека этого избытка энергии нет, и если его вытащить на сцену, то он стушуется, «закроется», и ничего из себя выдавить не сможет. А вот артист находится в состоянии с высоким уровнем энергии, и она истекает из него легко и свободно.

Как электрон, переходя на более высокий уровень, находится в возбужденном состоянии, а при возвращении обратно, излучает квант энергии, так и человек, воодушевляется, возбуждается, переходит в состояние экзальтации, а потом как бы излучает свою энергию. Я предлагаю называть это – эманацией воли. Это может быть сказанная «в сердцах» фраза, или ответное оскорбление, в общем — чем человека «накачали», какой энергией возбудили, такую он в ответ и излучает (эманирует). Этот эффект может приобретать массовый характер. Скажем паника во время войны или стихийного бедствия. Паникер эманирует страх, этот страх «возбуждает» других людей, которые тоже начинают эманировать страх, перезаражая друг друга. А во время торжества все ходят радостные, поздравляют друг друга с каким-нибудь праздником, и получают заряд радости и бодрости, переизлучая его окружающим.

Если проводить дальнейшую аналогию с излучением, то каждое вещество излучает свой спектр электромагнитных колебаний, и при помощи спектрального анализа можно определить – что внутри черного ящика? У каждого человека тоже свой спектр эманаций, кто-то в ответ на внешнее возбуждение начинает нудить, а кто-то прикалываться. В обиходе мы это называем характером человека.
Но все равно остается вопрос – где источник энергии? Ответ на внешнюю обусловленность, это реакция, она высвечивает спектр эманаций, но не запускает внутренний генератор, который включился у актера. Что же это за батарейка такая? Должна появиться разность потенциалов, до включенности генератора у батарейки была нулевая разность потенциалов, а в момент включения что-то должно расщепиться. Здесь напрашивается аналогия с балансом, и если человек находится в гармонии с самим собой, он сбалансирован, но при этом стоит на месте, не двигается. Что бы пойти, надо нарушать баланс тела, сделать шаг, снова выйти из равновесия, сделать второй шаг… То есть, для воодушевления, возбуждения или экзальтации надо тоже нарушить некий внутренний душевный баланс, и тогда артистический талант – это контролируемая способность поддерживать «равновесие», сознательно нарушая этот внутренний баланс. Сознательность здесь точно такая же, как и в случае с хождением. Мы контролируем дисбаланс тела, что бы точно попасть в нужную нам точку пространства. А в данном случае мы контролируем душевный дисбаланс, что бы точно попасть в нужный спектр, эманировать именно ту эмоциональную «волну», которая требуется. А если этот процесс неконтролируемый, то это прямой путь к биполярному расстройству.

Внутренним душевным балансом будет являться связь Я, как Объекта, и Я, как Субъекта. Как только происходит расщепление между этими двумя Я, а оно возникает каждый раз, когда мы должны совершить действие, то это расщепление и становится той самой разностью потенциалов, батарейкой. То есть…источником внутренней энергии является диссоциативное расстройство личности? Вывод, мягко говоря, немного неожиданный – в основе любого душевного подъема лежит пусть небольшое, но все же диссоциативное расстройство, некая форма безумия, но давайте внимательно посмотрим на официальные определения.

Экзальта́ция (лат. exaltatio «подъём, воодушевление») — повышенное настроение с оттенком неестественной восторженности. В высокой степени усиленное раздражение психической сферы; проявляется то в виде мечтательного настроения, то безграничного воодушевления. Иногда сопровождается ускорением мышления, повышенной самооценкой и двигательным возбуждением. В прошлом в психиатрии термин «экзальтация» использовался для обозначения гипомании.

Гипомания (греч. ὑπο — «под», «ниже» + греч. μανία — «мания») — состояние, сходное с манией, но менее тяжёлое в своих проявлениях. «Лёгкая степень мании». Для неё характерно лёгкое, постоянно приподнятое настроение (иногда оно сопровождается раздражительностью, гневливостью), которое продолжается на протяжении по крайней мере нескольких дней, а также чувство благополучия, физической и умственной продуктивности, повышенная энергичность и активность.

Гипомания чаще всего возникает как стадия (так называемая фаза) биполярного расстройства. Гипомания — лёгкая, стёртая форма мании, протекающая без выраженного возбуждения, без резкой дезорганизации поведения и/или нарушения социального функционирования индивида, без симптомов психоза, таких как бред величия, галлюцинации.

Ни и, собственно, сам Маниакальный синдро́м (μανία «страсть; безумие; влечение») — синдром, характеризующийся триадой симптомов: повышенное настроение по типу гипертимии, идеаторное и психическое возбуждение в виде ускорения мышления и речи (тахипсихия), двигательное возбуждение. Для маниакального синдрома также характерны, но проявляются не всегда усиление инстинктивной деятельности (повышение аппетита, сексуальности, усиление самозащитных тенденций), повышенная отвлекаемость, переоценка собственной личности (достигающая иногда бредовых идей величия).

То есть, из данных официальных медицинских определений как раз и следует, что воодушевление и экзальтация – это фаза, или начальная стадия маниакально – депрессивного психоза, или другими словами – слабо выраженное биполярное расстройство. А артист находится в состоянии контролируемого безумия, и его практически ничего не отличает от настоящего маньяка, только степень понимания, что эту роль он играет осознанно, что он может выйти из образа, и стать самим собой. Но… с другой стороны, нет никакого «самим собой», есть лишь обычное, более привычное состояние себя. Почему я так внимательно рассматриваю именно актерскую игру, а потому что всё, что мы делаем, это игра! Затасканная фраза, что «вся жизнь – театр, а люди в нем актеры», это обобщенное определение совокупности наших жизненных ролей. Мы играем роли родителей или детей, начальников или подчиненных, друзей или врагов, всё это мы проигрываем. И поэтому, когда кто-то говорит – будь самим собой, мы все равно продолжаем играть, потому что нет никакого «самого себя», мы все равно сыграем, может быть чуть с большей искренностью.

Получается, что всё начинается с диссипативного расстройства, а потом возникает «биполярочка», пусть даже и в форме воодушевления или экзальтации. Диссоциативное расстройство приводит к биполярному расстройству. А еще есть третий вид расстройства – когнитивный диссонанс.

Когнити́вный диссона́нс (от лат. cognitio «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

По большому счету, когнитивный диссонанс, пусть даже в несильной форме, возникает каждый раз при получении любой новой информации. Не было новой информации – сознание находилось в балансе, как только появляется новая информация, баланс нарушается, и сознание её «отрабатывает», восстанавливая внутренний баланс. Если какое-то явление логически не укладывается в «картину мира», то только это принято считать официальным когнитивным диссонансом, потому что этот факт рефлексируется как «болезненный». Но в целом, любое информационное воздействие вызывает когнитивный дисбаланс, который может стать диссонансом.

А если информационное воздействие направлено на наше Я? А мы ведь очень легко ассоциируем себя с главными героями книг или фильмов, наше Я играет кучу ролей в разных идентичностях… тогда здесь и до диссоциативного расстройства недалеко.

Диссоциати́вное расстро́йство ли́чности или диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (также используется диагноз расстройство множественной личности; иногда в широкой культуре упоминается как раздвоение личности) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров).

То есть, цепочка у нас удлинилась. Вначале было слово, в том смысле, что вначале было информационное воздействие (когнитивный диссонанс), оно в ряде случаев приводит к диссоциативному расстройству, но справедливости ради отметим, что часто и НЕ приводит. А уже диссоциативное расстройство приводит к биполярному расстройству, и мы получаем воодушевление — как результат всей этой цепочки.

Скука создает дискомфорт, проблему, переживание, нам хочется радости, но нет внешнего информационного раздражителя, который зарядил бы нас воодушевлением. Состояние тоски – это обратная сторона того самого биполярного расстройства, только полюс депрессии! Бывает так, что люди привыкают к определенному ритму жизни с огромным количеством внешних раздражителей, которые держали их в тонусе, а потом с работы вышли на пенсию, а дети выросли и уехали жить самостоятельно, и тоска зеленая, ничего не хочется. Ничего не интересно в том смысле, что поступающая информация больше не приводит к расщеплению личности, к диссоциативному расстройству. Слово в одно ухо влетело, из другого вылетело, наше Я осталось не задето, разность потенциалов не появилась, батарейка на нуле. Нет надежды на веселое воодушевленное будущее, и нет самой жизни, люди быстро умирают. Поэтому можно полюс возбуждения назвать – энергией жизни, а полюс депрессии – энергией смерти. В общем-то, все логично, цепь замкнута.

Это все было «на пальцах», а теперь давайте попробуем разобраться – что же влияет на одухотворенность, основывая анализ на принципе метадоксирования Громова. В статье о святом Духе разбиралось триединство Духа в виде баланса Веры – Воли – Власти. В Духе Игры мы можем увидеть те же три полюса.

Вера, по сути, это игрок, это актор, который становится актером. Вера проявляется в интересе актера, это может быть любопытство, жажда выигрыша, жажда славы. Это то, что влечет к игре, можно сказать – это страсть. Но при этом, Вера – это еще и онтологическая картина мира, сцена, декорации.

Воля проявляется в проигрывании роли, это динамика самой игры, эманация Воли, излучение эмоций в процессе игры, повелевание или подчинение. Энергия тратится на проигрывание роли.

Власть всегда трансцендентна, в том смысле, что она запредельна, ее не видно в самой игре, она проявляется в виде правил, гармонии или этичности игроков, игровой рамки. Игровая рамка определяет не только пределы применимости и ответственность за нарушение, но и время игры. Игра всегда укладывается в рамки кона. Кон завершился, игра закончилась.

Это Первый баланс игры, условно назовем вершины этого баланса буквами А, В, С. Далее нам надо сделать производные (деривативы). Начнем с вершины С – Власть, и пойдем против часовой стрелки.

dB/dC – что будет изменяться в вершине Воли, проигрывания роли в игре, при изменении Власти, правил, этики или гармонии? Это игровая идентичность, распределение ролей – кого мы, собственно, играем? Разные правила – разные роли!

dA/dB – что будет изменяться в вершине Веры, ответ на вопрос – как будет меняться интерес, при изменении игровой роли? Это внутренняя потребность. Удовлетворяет та или иная роль эту потребность, или нет?

dС/dA – как меняется Власть, при изменении Веры? Это самооценка, или другими словами оценка ценности игры для меня, для моего Я. Получаю я радость, кайф, удовольствие? Есть желание дальше играть эту роль, или от нее тошнит, она вызывает резкий протест внутри?
Все три полюса находятся в оппозиции друг к другу, Потребность вызывает намерение, которое реализуется в игровой идентичности. Этот баланс можно назвать балансом Субъектности нашего внутреннего Я.

Теперь пойдем по часовой стрелке, и построим производные, обратные описанным выше, начем опять с угла С.

dA/dC – что меняется в Вере при изменении Власти? Партия сказала – надо! Комсомол ответил – есть! Это повеление, указание как надо, или разрешение принять решение самостоятельно. Это отношение власти – подчинения. Ваша позиция – Над, или Под окружением? Вы начальник или подчиненный? Вы ведете игру в позиции лидера, или исполнителя? Тварь Я дрожащая, или Право имею? Вот этот правовой статус и отражает данная производная.

dB/dA – что меняется в Воле при изменении Веры? Это внешняя мотивация, которая может стать внутренней потребностью, а может и не стать. Это соблазны, искушения, всякая разная внешняя обусловленность, ставящая игрока перед выбором – поднять ставки, или слить? Принять условия, или стоять на своем!

dC/dB – что изменяется во Власти, при изменении Воли? Если игра идет не по правилам, за это должно последовать наказание! Эта производная касается внешней оценки игры, которая может выражаться в критике, наказании игроков, оргвыводах…

Как видно, здесь мы тоже получили баланс, но он касается внешних факторов. Или, другими словами, объектной стороны нашего Я. В итоге получили звезду Давида, или печать Велеса, которые и являются отражением полярности Я-Субъекта и Я-Объекта. Причем первичный баланс Духа игры находится в бинарном противоречии с обоими полученными балансами, или другими словами, мы получили баланс балансов. Баланс Духа Игры – Баланс Я-Субъекта, и Баланс Я-Объекта. Взаимодействие между Я-Субъектом и Я-Объектом дает результат в переживании текущего состояния. Но породил всё это баланс Духа Игры, который можно назвать первичным когнитивным диссонансом. Если он «цепляет» Я-Субъекта удовлетворением потребностей, которые могут доставить удовольствие, Я-субъект вызывает Я-Объекта, Актер становится Ролью, которую он играет. Машинка включилась и заработала, у батарейки появилась разность потенциалов, цепь замкнулась, потекший по проводам ток произвел работу – вызвал эманацию (излучение) эмоций в зрительный зал. У преподавателя, который ведет урок, излучается еще и информационный поток, артист тоже слова какие-то произносит на сцене, то есть эманация воли – это не только трансляция эмоций.

PS. 1. В общем то, наметилось направление для дальнейшего изучения технического инструментария работы с воодушевлением. Баланс балансов — это 9 полюсов, каждый из которых — отдельное направление для инструментализации.

2. Но при всей серьезность достигнутого понимания, остается главное сомнение — все что мы здесь проговорили скорее касается Души, но не Духа. Проигрывание роли, переживание, излучение эмоций, это все Душа, где-то в поиске Духа я сбился с пути.

Powered by WordPress