Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

16.06.2023

Ключи к пониманию Логики Г.В.Ф. Гелеля

Filed under: Философия — admin @ 3:52 пп

Обычная попытка начать читать Гегеля, как художественную литературу, заканчивается тем, что вас «выкидывает» после просмотра пары предложений текста. Гегель очень сложен для прочтения, и для его понимания нужны специальные ключи, надо раскрыть понятия, которые для Гегеля были обычными, принятыми в среде немецкой философии того времени.

Кажется, что во введении Гегель только подготовит читателя, взбодрит, даст установку на прочтение, но второе предисловие к первой книге, это квинтэссенция всего, что Гегель будет говорить потом в трех книгах, и понять его можно только при повторном прочтении после освоения содержимого всей Логики.

Для понимания Гегеля необходимо ввести несколько различий.

Во-первых, надо различать логику и мышление. Мышление это процесс, тогда как Логика это основание этого процесса, его сущность, его Закон. Логике совершенно безразлично содержание мышления, она структурирует и определяет этот поток сознания.

Второе различие – между классической и диалектической логикой. Формальная логика определяет тождество как внешнюю одинаковость, она потому и формальная, что сравниваются формы, содержание не сравнивается! Диалектическая же логика считается содержательной, она сравнивает содержания, которые (в отличие от формы) разноплановы, это и внутренние свойства, и внутренняя сущность, и смысл сравниваемого.

Поэтому если что-то отрицается в формальной логике, то это отрицание носит абсолютный характер, тогда как в диалектике отрицается только одно из Качеств, все остальное остается!

В качестве примера можно привести отражение человека в зеркале. Формальная логика работает в парадигме «исключенного третьего», то есть вещь, или явление либо есть, либо нет, третьего не дано! Но в ситуации с зеркалом, отражение человека одновременно и тождественно человеку, и внешняя формальная логика не различает человека и его отражение, но и не равно ему, потому что человек не равен потоку фотонов его отражения… то есть принцип «исключенного третьего» разлетается в клочья! Мы имеем ситуация и «равно», и «не равно» одновременно!

В диалектике любые противоположности мситаются едиными, они  объединяются в неком новом Качестве.

Всё Бытие отрицается в Сущности, но восстанавливается в Понятии, которое становится тем общим Качеством для противоположностей Бытия и Сущности.

Все начинается с самых общих понятий, и самым общим понятием является понятие Бытия. Чистое Бытие пока не имеет форм, оно сливается с Ничто, одна только голая потенция для реализации, и вот первое Бытие, про которое мы уже можем что-то сказать, то, что мы начинаем различать – это наличное бытие, первая определенность называется Качеством. Мы пока не знаем Сущность того, что мы различаем, не знаем – как оно работает, как взаимодействует с окружающей средой, поэтому Качество – это самая общая определенность, по форме, по цвету, по консистенции… это не то понятие Качества, как высокая оценка потребительского качества товаров или услуг. Это Нечто… едва определенное, но этой определенности уже достаточно, что бы различать это Нечто и Иное. Между ними проявляется граница.

Мы начинаем говорить о «вещи в себе». Это понятие было широко распространено в средние века в философской среде. В те годы были еще одно различение – феномен и ноумен. Феномен – нечто видимое, ноумен – невидимое. Вот именно про ноумены и говорили, как про «вещи в себе». Но как-то мы из различаем, какая-то определенность о них у нас имеется, и именно эта определенность и позволяет говорить о Качестве.

Когда мы проникаем своим сознанием внутрь «вещи в себе», то она нам раскрывается «вещью для себя». Это еще одна категория, которая приводит у Гегеля к появлению Количества! Это  отрицание Качества, которому становится безразлично само Качество, как в старом анекдоте:

— Петька приборы! — Сто! — Чего сто? – А чего приборы?

Эта противоположность Качества и Количества должна найти свое единство, и этим единством становится Мера, которую определяют как качественно определенное Количество или Количественно определенное Качество. Помните мультфильм, в котором измеряли длину удава в слоненах, в мартышках и в попугаях, и прозвучал вывод, что «в  попугаях я гораздо длиннее». Вот Мера и выражает длину как Качество, и длину как Количество.

Далее надо рассказать о ключевом понятии – отрицании! Это не третий закон диалектики, «отрицание отрицания», как нам об этом пел Маркс, это основной метод работы диалектического мышления. Понятие «снятие» используется наравне с «отрицанием». Вначале мы что-то кладем, это называется «положенность», а потом снимаем эту положенность и смотрим – что осталось? А потом снова отрицаем, и смотрим на то, что получилось, как на «очищенное» от того, что вначале положили!

Диалектическое мышление – спекулятивное, и это не ругательное слово. Гегель вводит различение рассудка и разума. Рассудок все анализирует, нарекает (обзывает), делит (дробит) на части. Разум же обладает синтетическим мышлением, он все объединяет, то, что ранее отрицает. Диалектическая логика подвластна только разуму, формальная логика прекрасно работает и на уровне рассудка. Как у торговца на рынке от его спекуляций остается прибыль, так и спекулятивное мышление дает некий «навар» для своего мыслителя.

При рассмотрении Сущности, все, что было до этого выведено о Бытии, как о чем-то непосредственно данном, что можно увидеть, потрогать… отрицается на уровне материи… а что остается? А остается Сущность. Гегель приводил пример со 100 талерами, ценность которых не зависит от того – есть они у него в кармане, или нет. Остается их Сущность, их смысл. И второй Закон, который сам Гегель определял как Закон, это закон явления Сущности! Сущность невидима, но она являет себя!

Вот небольшое вступление, которое позволит чуть более уверенно приступать к прочтению основного труда – Логики Гегеля.

Powered by WordPress