Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

15.03.2018

Программа максимум и программа минимум.

Filed under: Философия — admin @ 12:47 пп

«Эволюция человека – это эволюция его сознания, а сознание не может эволюционировать бессознательно. Эволюция человека – это эволюция его воли, а «Воля» не в состоянии  эволюционировать невольно. Эволюция человека —  это эволюция его способности делать, а «делание» не может быть результатом вещей, которые «случаются». Г.И. Гурджиев.

Человек всегда стремился сделать Мир, который он видел вокруг себя — управляемым. В глубокой древности его Мир ограничивался племенем  и территорией обитания. Потом картина Мира выросла до размеров государства. Все, что было за его пределами – считалось фоном, враждебным окружением, темной материей, о которой практически ничего не известно.

Сейчас границы известного Мира охватывают весь земной шар, а следовательно, назрела потребность в  системе управления или координации всего человечества. Но такой структуры пока нет, мало того, нет даже представления – какой она должна быть? ВСЕ, я хочу подчеркнуть — все попытки установления контроля провалились! Возможно потому, что эти попытки носили характер ЗАВОЕВАНИЯ мирового господства, а это такая вещь, которая не подчиняется силе? Чингисхан строил мировую империю «от моря до моря» методом «подчинись или умри», что является в иерархии видов управления самым первым уровнем. Попытки построения религиозных надгосударственных образований – это уже второй уровень  управления. Попытки идеологов, взывающих к разуму, выстраивающие онтологические основания, а это, в первую очередь, коммунистическая теория марксизма, строились уже на третьем уровне управления, они до сих пор остаются одними из самых «продвинутых». Капитализму пришлось срочно «подтягивать» свои теоретические основания, развивая альтернативную идеологию либерализма и демократии. Есть смешанные виды управления, так скажем фашизм – это онтология «для своих» и «подчинись или умри» для всех остальных.

«Игроки», о которых на сегодняшний момент очень мало что известно, но которые используют четвертый уровень управления – это тайные финансовые «воротила». Именно про них  можно сказать – они, фактически, ближе всего к цели мирового господства. В 2017 году размер совокупных долгов по всему миру превысил 217 триллионов долларов, что составляет 327% мирового ВВП. Откуда у этих добрых ребят у самих взялись деньги, которые они так охотно одалживают — неизвестно, заработать их было невозможно, а значит это не совсем честно. Но прецедент налицо – никто с угрожающими заявлениями оружием не машет, за авторитет не борется, жизни не учит (первые 3 уровня), но создает определенную среду (4 уровень), в данном случае – финансовую, в которой все охотно «играют» — берут кредиты, развивают бизнес, платят зарплаты, покупают и продают… А величину номинала, количество денежных единиц, находящихся в обращении и ставки по кредиту определяет кто-то там, неведомый и далекий, находящийся за пределами доступной картины Мира. А может быть – так и должно быть? Кто-то должен стоять над этой крысиной возней, влияя на Мир не напрямую, не директивным управлением, а косвенно – через изменение условий созданной среды?

Но и эта попытка фактически обречена. Во-первых, этот пузырь рано или поздно лопнет, и это ограничение изначально было заложено в этой системе; а во-вторых, имея такие финансовые ресурсы, долго оставаться в позиции «над схваткой» не получится. Они вступят в «игру» простыми «игроками», включатся в борьбу за природные ресурсы, территорию, власть, влияние… ведь «игровые» доллары – это одно, а натуральные золото или нефть – это другое. И на этом их кон завершится, управлять «игрой» будучи её составной частью – уже не получится. И весь мир сейчас как бы замер на пороге этого великого «шухера», и идет срочный перебор вариантов – что делать? Как спрыгнуть с этого разогнавшегося поезда, который вот-вот полетит в пропасть?

Все понимают, что в долгосрочной перспективе требуется совершенно новая платформа, на базе которой можно будет собрать все человечество в единую систему, перезапустить смыслы, придать человечеству  субъектность, обрести коллективный разум. Надо сказать, что попытки в этом направлении предпринимаются, создаются различные международные некоммерческие организации, в частности «Проект Венера», созданный Жаком Фреско, предлагает социально-инженерные подходы, учитывающие человечество, как часть биологической среды. Но именно на этом проекте, как одном из самых «продвинутых»,  мне показались заметными многие недостатки. В первую очередь – это бессмысленность целей, которые напоминают мультипликационного Кота Леопольда, призывающего: «ребята, давайте жить дружно».  Что это за цели – «отмена искусственных границ», «отказ от форм управления, в виде корпораций и государств», «устранение любых видов элитаризма» и т.д.?  А потом, не предлагается никакого «протокола взаимодействия», вот допустим – я горячо разделяю предложенные взгляды и идеи, что дальше? Куда бежать, чего делать, кому отчитываться? Таких утопичных проектов-пожеланий очень много, их организаторы сами не  до конца понимают – что они хотят, и для чего им сообщество, к которому они взывают? Есть такое понятие – поддержка с нулевым участием, и это болезнь, которой пока болеют практически все проекты в этом направлении. Ведь для организации сообщества нужны какие-то методы, какие-то формы.

Классический Project management предполагает 4 уровня управления:

  1. Управление на уровне действий, здесь управление сводится к прямым ПРИКАЗАМ – «копать от забора, и до обеда!».
  2. Уровень задач, здесь мы уже не говорим исполнителю — что и как ему надо делать, мы ставим задачу, оставляя варианты ее решения на его усмотрение.
  3. Уровень процессов, функциональное управление. Процесс управления, становится технологией — мы пишем должностные обязанности, устанавливаем критерии, задаем план. Управление сводится к контролю. Я этот уровень, как отдельный, не выделяю, это просто автоматизация процесса управления.
  4. И уровень проектов, это вершина проджект-менеджмента, определяющая каким образом должны произойти заранее определенные изменения при ограничении времени, ресурсов, рисков и качества. Это крайний, интенциальный уровень управления, основанный на логике достижения целей, дальше обычных менеджеров не учат, ни к чему.

Но мы продолжим. Все описанные уровни управления являются, как матрешка, вложенными друг в друга, и более верхний уровень является «фоном» (или средой) для проявления «фигур» нижестоящего уровня. То есть приказ к действию конкретного приказчика — конкретному исполнителю, проявляется на фоне решения той или иной задачи, которая в свою очередь появляется для выхода на некие количественные показатели процессуального уровня, которые в свою очередь возникли как следствие существования некого проекта.

Но и проектный уровень является своего рода «фигурой» для «фона» более высокого уровня организованности – компании, предприятия.  А организации возникают как «фигуры» на «фоне» политико-правового пространства того или иного государства.  И здесь можно сказать — государство создает среду, в которой зарождаются новые компании. Это и есть четвертый уровень управления. Государству всё равно – кто и какие компании создает и чем они  занимаются, для государства главное – платите налоги. На этом уровне прямые указания «организатора среды» — конкретному участнику экономической деятельности – вызовут недоумение, правила игры устанавливаются для всех, регулирование идет на уровне законодательства, ставок налогообложения и т.д. И конечно, именно поэтому, самое простое понимание будущего человечества, представляется в виде этакого единого глобального супергосударства.

Придумывать и создавать компании, проекты, разбивать их на процессы  мы можем личным персональным усилием воли-разума, а вот организованность типа Государства – это уже надличностный уровень, эта «фигура», которая появляется на «фоне» еще более неоднозначной организованности – языка и культуры. Основной конструкт языка, несущий смысловую нагрузку, это связка подлежащего и сказуемого. Подлежащее всегда определяет объект, а сказуемое – действие.  Эта «логика действия» заложена в нас настолько глубоко, что мы даже не задумываемся, насколько язык определяет способ мышления. Поэтому и главный вопрос, который всегда выскакивает «автоматом» — что делать? А вот в языке математических формул нет подлежащих и сказуемых, там совсем другой формат мышления. Язык нотной записи, передающей звучание музыки – это еще один способ мышления, схема алгоритма программирования, конструкторский чертеж – это всё разные языки и разные способы мышления.

Сейчас много говорится о четвертой промышленной революции, переходу к седьмому технологическому  укладу, к постинформационному обществу, третьей волне развития цивилизации по Тоффлеру, четвертой парадигме научного познания, и т.д. Количество прошедших ступеней и номер предстоящего шага у различных исследователей различаются, но в целом все сходятся в том, что человечеству надо совершить очередной переход в своем развитии. Каждый описывает эту трансформацию со своей колокольни, но все  куда-то торопятся, куда-то боятся не успеть, не дай бог конкуренты обгонят.  Но во всей этой гонке забываются две вещи – смысл этого развития и, собственно, сам по себе человек, который как был, так и остается бездушным винтиком этой огромной цивилизационной машины. Зачем и куда мы бежим? Новые технологии нам нужны, что бы создавать еще более страшное оружие? Что бы еще сильнее эксплуатировать и отравлять окружающую среду? Не теряем ли мы что-то важное и ценное в этой погоне?

У меня есть глубокое представление, что в основе создаваемой «среды», в идеале, должны лежать нематериальные активы, и единственный актив, который имеет право здесь быть – это ценность человеческого разума.

Задача максимум – придумать и отработать на практике «протоколы взаимодействия» для будущей структуры Предикатора, выступающей в качестве системо- и  смысло-образующей  среды высшего уровня управления. Раскрою эту идею подробнее. В материальном мире денег, создаваемая «среда» — это свобода экономических хозяйствующих субъектов заниматься коммерческой деятельностью, имеющей цель – извлечение личной прибыли. Здесь я не вижу ничего страшного в том, что бы эти предприятия управлялись теми же методами, которыми они управляются и сейчас. Будет это единый мир единой валюты, или десятки-сотни миров со своими собственными криптовалютами, пока не важно. Здесь у проекта должна быть своя экономическая база в форме порождения субъектов экономической деятельности. Объединить их единой криптовалютой, создав собственное экономическое пространство — вещь далекая, поэтому реальнее пользоваться имеющейся средой, а объединяющим началом считать общую методологию развития этих проектов.

Еще одна среда, где идет «игра» – это мир науки, это выражается в неустанной гонке научно-технического прогресса. Это Игра более высокого уровня. Победители в ней имеют преимущества, при переходе к нижестоящей экономической «игре за ресурсы». И здесь мы тоже может огородить себе пространство — создав Фонд опережающих технологий.

Дальше пока никто не поднимался, а там нераскрытые горизонты каузального уровня. То, что говорил Лев Гумилев о пассионариях, как случайно возникающих личностях, можно поставить на поток массового воспроизводства. Хотя несомненно каждый такой пассионарий — это штучный бриллиант, требующий бережной ручной огранки.  И это и есть — максимально возможный для человечества уровень, на который можно подняться для организации управления. Задача максимум – описать эту среду, выработать «протоколы взаимодействия» по её внедрению. Причем эту зарождающуюся культуру нельзя торопить, нельзя навязывать старые стереотипы, она должна раскрыться в процессе роста. Каждый Человек обладает невероятными способностями, которые у большинства людей так и не проявляются, а раскрыть и реализовать свой потенциал, человек может только тогда, когда он постигает свою сущность, осознает природу своего сознания. Потенциал людей «спит», и его можно и нужно «пробудить».

Всему этому можно научить. Как говорил С.Б. Переслегин – перемены в государстве всегда начинаются с реформы образования, но нам нечего реформировать — надо создавать новый образовательный проект. И это действительно то, с чего надо начинать. Это программа — минимум. Первый уровень этого проекта – общее развитие личности. Это то, о чем я говорил, когда предлагал развернуть внимание от внешних представлений о мире к внутреннему миру человека – его восприятию, реакциям, состояниям, эмоциям, и здоровью. Это выстраивание коммуникации с самим собой, самоопределение, поиск собственной гениальности, развитие творческого мышления. Это можно назвать дорогой от личности к сущности.

Второй уровень обучения – это теория и практика деятельности в целом. Здесь уже учащиеся сами выбирают направления, которые им интересны, постигают методы сложного мышления, целеполагания,  прогнозирования, командообразования, самоорганизации, участвует в реальных проектах. Третий уровень – развитие теории, выход на уровень онтологий, формирование среды научно-технических разработок. От элитарности мы никуда не уйдем, но я не вижу в этом ничего страшного – у людей, проявляющих наибольшие способности – дальше путь в своем собственном развитии.

Таким образом в этой среде сформируются: Центр обучения, Экономический блок, Научно-интеллектуальный центр перспективных разработок, Комплексная многоуровневая среда для развития способностей участников проекта. Тогда «протокол взаимодействия» сведётся к первоначальному обучению, и дальнейшей выбору направления для развития и самореализации.

p.s. приступаем к формированию первых учебных групп.

1 комментарий »

  1. «Минимум» и «Максимум» задают «толщину». Наличие «толщины» позволяет чеканить монету с орлом и решкой, объединяя в одном предмете 4 функции: Достоинство, Номинал, Прочность на «укус», Мысль средства для обмена (Пятый элемент — Свобода обращения).

    Комментарий by Leonid — 16.03.2018 @ 10:47 дп

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress