Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

31.05.2021

Creatone (Креатон), технология сборки группового сознания для решения различных задач.

Filed under: Философия — admin @ 10:42 дп

Опишу один из инструментов, который родился у меня в результате некой комбинации ТРИЗ, Знаниевого реактора Переслегина, и различных собственных попыток собрать «группового субъекта», группового сознания.  В результате получился — Креатон, который представляет собой форму организации группового сознания, которая объединяет интеллектуальные способности участников, позволяя решать сложные задачи или проблемы.

На решение Креатона выносятся задачи, в которых присутствует неопределенность и противоречивость. Задача Креатона – найти нестандартные решения поставленной задачи.  По мощности интеллекта группа из 5-7 человек способна показать результаты средней руки гения, или собрания в 20-30 человек.

Задача решается в три этапа.  На первом этапе группе надо осознать всю глубину задачи, докопавшись до противоречий, которые вызвали проблемы, на решение которых поставлена задача. На втором этапе происходит генерация сценариев решения (преодоления противоречий). И на третьем этапе выполняется автосборка, отсев и фильтрация излишней информации и акцентирование на действительно интересных находках генерации.

Механика работы. Группе из 5-9 человек ставится задача, которую озвучивает Заказчик. На изложение задачи отводится 5-10 минут. Потом начинаются 3 круга (цикла) обсуждений.

0 круг. Разминка.

Участники по кругу, типа эстафеты, говорят ассоциации, пришедшие им на ум (воображение) на слово сказанное предыдущим участником. Например, Лес — Дерево — Бумага — Пакет — Экология… и т.д. Так  надо сделать 3-4 круга. Можно усложнить разминку, допуская только абстрактные (медицина — здоровье — добро) или только конкретные понятия (врач — аспирин — покойник). Лучше всего чередовать, круг — конкретные ассоциации, круг абстрактные, 2-3 раза.

1 круг (этап). Проблематизация.

Участники по очереди в течение 2-3 минут повторяют задачу в том виде, в каком они ее поняли. Потом в свободной форме идет рассуждение о проблеме (противоречии), из-за которой возникла ситуация, требующая решения. Допускается задавать вопросы Заказчику на уточнение (правильно ли я понимаю, что…?). Последним высказывается Модератор, подводя итоги этого этапа, озвучивая в форме предположения то противоречие, которое не позволяет решить задачу стандартным способом. Заказчик может внести свои комментарии, уточнить формулировки, тогда данный круг повторяется до синхронизации понимания поставленной задачи группой и заказчиком. После этого он замолкает до окончания 3-го этапа, оставаясь в режиме активного наблюдения. Он слушает обсуждения участников, но более не вмешивается в процесс обсуждения.

2 круг (этап). Генерация.

После осознания проблемы (противоречия), участники пытаются представить себе «идеальное решение» поставленной задачи.  Также по кругу, участники высказывают свои предположения, представления, образы. Если решение представляется четко – оно описывается в обычной форме, если у участника нет четкого представления о решении, он пытается представить и описать решение в абстрактной форме – на что похоже, чем пахнет, какого цвета… допускается описывать нелогичные формы – «вижу зеленую реку»,  или «вкусно пахнет ландышами» и т.п. Участники пытаются представить себе слабо проявленные признаки решения поставленной задачи и описывают их в доступной для них форме. Другие участники внимательно наблюдают за собственными ассоциациями. Решение как бы пытается пробиться из небытия в бытие и участники обсуждения служат проводниками, каналами для проявления Иного.

Логика или персональный Ум участников могут ставить фильтры на этом пути, ограничивая воображение тем, что это не укладывается в их представление о должном, поэтому в начале всего мероприятия и проводится разминка. Та позиция фильтрации, которая ограничивала воображение при переключении от абстрактного к конкретному должна быть снята. Каждый участник в течении «своих» 3-5 минут, находясь в состоянии «свободных ассоциаций», озвучивает любые образы, каким бы бредом это не казалось даже ему самому.

Модератор следит за правилами – участники не должны выходить за пределы установленного времени, не должны перебивать, комментировать слова других участников, не должны вступать друг с другом в диалоги. Модератор завершает круг либо присоединяясь к генерации своими ассоциациями, либо повторяя сказанное другими участниками.

3 круг (этап). Автосборка (Фильтрация).

Для выделения самых «живых» вариантов, на третьем круге участники также в течении 3-5 минут, также по кругу, говорят о тех вариантах, которые были озвучены другими участниками и которые им больше всего понравились. Они говорят – что им понравилось, какие свои новые мысли при этом у них родились, как это может повлиять на решение поставленной задачи. Здесь решается задача селекции, из всего многообразия озвученного надо выбрать что-то одно, и для этого запускается формальная рефлексия группой своих собственных высказываний.

Модератор подводит итог сказанному обращая внимание на статистику и энергетику версий, он повторяет самые «популярные» идеи, выстраивая из них решение поставленной задачи,  по существу, предлагая готовую сборку.  По завершении 3-го цикла (круга) в обсуждение включается Заказчик, который говорит, что больше всего понравилось ему. Именно заказчик в конечном счете остается сборщиком данного мероприятия, позволяя себе не согласиться со сборкой модератора, а усмотреть в обсуждении что-то свое, даже не называя это.

В заключении хочется сказать, что применять данный инструмент можно практически везде, где сегодня работает «совещание». Формат собрания для проведения Совещания, это отживающая свой век форма сборки группового сознания прошлого. Эта форма скорее всего останется как способ согласования позиций, некого баланса интересов, но как инструмент поиска решений она безнадежно устарела.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress