Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

11.09.2018

Что такое коучинг?

Filed under: Философия — admin @ 1:56 пп


Еще одно интересное потрясение испытал недавно, столкнувшись с темой Коучинга. Не то, что бы я раньше о нем не знал, но как-то не придавал большого значения, но при более близком знакомстве, я увидел в этой теме такие возможности, которые даже среди профессиональных коучей мало кто понимает. Для меня это было инсайтом — это именно то, на базе чего можно развивать сообщество!

Но обо всем по порядку, и вначале, по нашей бразильской традиции, начнем с того, что такое Коучинг, по этому вопросу есть несколько отличающихся мнений:
Коучинг — это и раскрытие потенциала человека, и повышения его эффективности,
— это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям,
— это искусство задавать вопросы для повышения результативности и всестороннего развития личности другого человека.
Coach – переводится как тренер, наставник.

Деятельность коуча – это искусство задавать вопросы, отвечая на которые, человек приходит к осознанию своих проблем или возможностей. И здесь коуч не лечит (как психолог), и не учит (как консультант или ментор), он не приходит с готовым рецептом, и не говорит – я знаю что делать (аз есмь истина). Но он говорит, что знает – на какие вопросы вам надо ответить, и что он уверен, что вы сами сможете разобраться во всех своих проблемах, если озадачитесь ими по-настоящему.

Очень часто нам просто не с кем обсудить свои проблемы, вокруг нас люди, которые либо сами являются источниками этих проблем, либо уровень их компетенции далек от необходимого. Что в личной жизни, что в профессиональной деятельности – мы варимся в собственном соку, и человек, который даст возможность высказаться, навести порядок в мыслях – очень необходим. Благожелательное напутствие, вдумчивый разговор, периодическое напоминание о важных целях, и ваша жизни начинает меняться. Там, где социум пытается сделать вас «как все», коуч помогает вам раскрыть свою индивидуальность.

Сейчас коучинг делится на:
— коучинг личной эффективности, когда требуется решить персональную задачу – выучит язык, выйти замуж, накопить на крупную покупку, избавиться от вредной привычки и т.д.,
— бизнес-коучинг, повышение эффективности бизнеса, осмысленность бизнес-процессов,
— карьерный коучинг, это тоже часть личного коучинга, когда решается вопрос – чему посвятить жизнь, какую профессию выбрать, или как в выбранной профессии достичь успеха?
— лайф-коучинг, это тоже развитие личного коучинга, когда решаются вопросы смысла всей жизни.

Таким образом коучинг подошел к самому главному – вопросу смысла существования человека. Раньше это была территория, на которой безраздельно господствовали религиозные проповедники, потом стали появляться различные одиночные миссии, и наконец под этим вопросом стала расти светская платформа, появилась система, множественный выбор, конкуренция методов, и это очень важно.

Теперь второй вопрос – КАК, как коучинг решает стоящие перед ним задачи?
Рассмотрим основной инструментарий коучинга. В целом коуч всегда вынужден работать в условиях неопределенности, либо клиент не знает – как достичь желаемого, либо он вообще не знает — чего он хочет, и как этого достичь – это уже двойная неопределенность. Я в свое время восторгался методологией ШАГа (Т-системность, мета-схема) которая позволяла решать задачи из серии пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что (аллегорическое описание задач с двойной неопределенностью).

Но оказалось, что в Коучинге – это норма, и есть большое количество инструментов, позволяющих из этой неопределенности выходить. В этой связи, я считаю, что ШАГовцы фактически занимались коучингом, хотя и не называли себя так. Главный их инструмент – шестиходовка, это один из многих… подобных. У них кроме бизнес-консультирования было направление – работа с органами государственной власти, на эту территорию коучинг пока ещё не проник, но в целом я не вижу никаких преград – это дело времени.

Чаше всего  коуч-сессия начинается с постановки задачи, с целеполагания, и это правильно. Существует несколько методов постановки целей, это далеко не так очевидно, как может показаться. Нужна фильтрация ложных целей, критерии оценки возможности и достижимости. Цели могут накидываться в ходе мозгового штурма, индивидуально или группой, из прошлого или из будущего, из позиции любви или из волевой позиции…


Самый популярный метод оценки целей называется SMART. У разных школ интерпретация немного меняется, но в целом подход одинаковый:
S (Specific). Конкретно. Цели должны быть описаны детально.
M (Measurable). Измеримо. По каким критериям вы узнаете, что достигли цели?
A (Achievable). Достижимо. A (Assignable) – назначаемыми; нужно указать кто отвечает за реализацию;
R (Relevant). Согласовано. R (Realistic) – реальными; Цели должны быть осуществимыми.
T (Time). Время. T (Time—related) – связанными временем; границы достижения цели должны быть четко определены.

Если у группы есть несколько вариантов целей, то можно провести ранжирование, когда каждый участник присваивает каждой цели определенный коэффициент (баллы, очки), и потом выделяя наиболее популярные варианты. После того, как с конечной целью определились, надо планировать ее достижение, и здесь пригодится следующий популярнейший инструмент коучинга — модель GROW:

Goals — и снова цель, задача или проблема. Как вы поймете, что задача выполнена? Как вы поймете, что нашли решение проблемы? Если не удастся найти решение задачи, что мы потеряем?
Reality — Разберите ситуацию в данный момент. Что происходит конкретно сейчас? В чем это проявляется? Какова частота происходящих событий? Как это влияет на Вашу ситуацию? Какие ресурсы у Вас имеются, чтобы изменить ситуацию? Есть ли у Вас понимание о то, какие конкретные шаги Вы должны предпринять, чтобы изменить ситуацию? Как выглядит Ваш план? Что Вы уже предприняли?
Options — Определитесь с возможными вариантами решения Что еще можно сделать? Что произойдет, если какое-либо препятствие будет устранено? Каковы достоинства и недостатки каждого отдельного решения? На какие факторы вы будете обращать внимание при оценке возможных вариантов? Какой подход вы применяли при действиях в подобной ситуации в прошлом и к чему это приводило? Кто бы мог оказать помощь в нынешних обстоятельствах? Какие из вариантов вам кажутся самыми оптимальными?
What, When, Who, Will — Создайте план действий Каковы дальнейшие действия? Какими будут Ваши первые шаги? Когда конкретно вы будете их выполнять? Какие препятствия могут возникнуть на Вашем пути? Каким образом вы от них избавитесь? Вы уверены, что рассмотрели все возможные варианты? Что поможет Вам замотивировать себя и остальных на достижения цели? Кто и как окажет вам поддержку? Что еще вы готовы и можете сделать для достижения цели?

В целом SMART и GROW довольно похожи друг на друга, но SMART более детально разбирает целеполагание (вопрос ЧТО), тогда как GROW начинает решать вопрос КАК, а это уже методология достижения результата.

Но… одно из негласных правил маркетинга: клиент сам не знает – что он хочет. Я уже говорил, что коучинг – это чаще всего ситуация с неопределенностью, а то и двойной – иди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что! То есть очень часто обычное целеполагание не работает, и это «рубит» большинство коучей — они говорят «пас». Но выход есть и он довольно простой. Действенный способ выявления проблемных зон, а значит и потенциала для роста и развития – это оценка по 10-бальной шкале различных показателей. Результаты наносятся на диаграмму, и по результатам образно объявляется – как далеко вы сможете уехать на таком неровном колесе?

Вариантов оценочных позиций может быть много, и они сильно разнятся у разных коучинговых школ, чаще всего это самооценка по направлениям:
— здоровье,
— семья, дети,
— отношения, друзья,
— любовь, секс,
— творчество, яркость жизни,
— духовность, личностный рост,
— карьера,
— удовлетворенность жизнью,
— питание,
— жилищные условия,
— финансы и т.д.

Для бизнес-сессий сюда можно включить: клиенто-ориентированность, информационная открытость, заинтересованность сотрудников, планирование и стратегия компании, конкурентное преимущество, эффективность управления, уровни доверия, инициативности, профессионализма и т.д. Все что набирает менее 5 балов из 10 возможных – требует самого серьезного внимания.

Причем очень часто бывает, что самые запущенные проблемы, на начальном этапе целеполагания даже не называются, их попросту нет в сознании клиента, их нет в его повседневной жизни, поэтому они в таком плачевном состоянии и находятся. Клиент как бы и вошел в проблему, потому что он сознательно или не очень, стал игнорировать жизненно-важные вопросы. Но одни проблемы вызывают другие, которые уже нельзя игнорировать. Они выражаются в физическом здоровье, социализации, финансовом благополучии.

Историй происхождения коучинга много, но на мой взгляд, в это общее русло сошлись сразу несколько истоков. Ближе всего к коучингу стоят идеи и методы нейролингвистического программирования (НЛП), его модели, его философия заложили мощную теоретическую базу.

НЛП — направление практической психологии, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов Джон Гриндер, Ричард Бендлер, Грегори Бейтсон, вскоре к ним присоединились Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз). Вскоре эти же фамилии мы увидим среди отцов основателей Школ коучинга. Бренд NLP не поделили между собой поссорившиеся Бендлер и Гриндер, состоялась серия громких судебных разбирательств, поэтому возникла потребность в какой-то новой общей базе для дальнейших исследований, и этой базой стал коучинг.

Один из важнейших инструментов, используемых в коучинге благодаря НЛП, стал рефрейминг.
Frame – рамка, мы воспринимаем мир как бы через некую ограничивающую рамку, и изменение восприятия открывает нам новую картину мира, которой мы раньше не замечали в силу сложившихся стереотипов восприятия. Коржибски (основатель семантики) говорил, что «наши карты, или модели мира являются искажёнными репрезентациями ввиду особенностей нейрологического функционирования и ограничений, связанных с ним. Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не изменённую нашим языком и нейрологией». То есть, все люди пребывают в определенной степени иллюзорности своего существования, возникающей в следствии ограниченности восприятия. И рефрейминг позволяет менять рамки ограниченности.

Рефрейминг может быть осуществлен несколькими способами.
1. Рефрейминг по контексту.
2. Показ другой стороны.
3. Рефрейминг при помощи «зато…».
4. Рефрейминг с помощью коннотаций (оценочных составляющих слова).
5. Работа на контрасте при использовании альтернативного вопроса «или…».

И наконец, мы подходим к третьему важному вопросу – смыслу, ответу на вопрос ЗАЧЕМ?

Зачем вы живете? Зачем Вашей компании развиваться? Зачем Вам то, о чем вы просите?
И здесь коуч выступает в такой роли волшебника. Квартиру? Машину? Жену или мужа? Все, что пожелаете! Без проблем… но только ответьте – зачем вам это? Какой в этом смысл?
В сказках волшебство исполнялось без этой лишней опции – «по щучьему велению», и все сразу делалось, но даже в сказке к вопросу смысла главный герой все равно приходил. Ну, получила старуха и избу, и дворец, и столбовое дворянство.. что ей это дало? Какой был смысл просить, если все равно все потеряла?

И в коучинге, по поводу смысла, есть еще один инструмент, тоже пришедший из НЛП– пирамида Дилтса. Есть такое утверждение, что проблема не решается на том же уровне, на котором она возникла, надо как бы подняться над проблемой… но куда, как? В пирамиде Дилтса предлагается пройти от проблемы (ситуации) с первого уровня – к действиям, что вы совершили, что привело к проблеме? Потом на третьем уровне надо спросить – почему вы так сделали, какую роль вы играли, какие правила или установки обуславливали ваше поведение? И в конечном счете опять приходим к вопросу – зачем это всё?

Причем можно по этой пирамиде идти и сверху вниз – вначале определить миссию, потом роль, потом навыки, план действий и вот вам конечный результат!

Что же касается вопроса ЗАЧЕМ для самого коучинга, то можно сказать, что кто-то зарабатывает на консультациях, кто-то на обучении, а можно было бы подумать о развитии всего человечества. Коучинг появился буквально недавно, это очень молодое начинание. Самая крупная на текущий момент Международная Федерация Коучинга (ICF) была основана Томасом Леонардом в 1995 году, но глобальных целей у этой организации нет, просто я считаю, что цель – всемирное продвижение коучинга, или соблюдение этического кодекса, это не цели. Они не конкретны, не измеримы, не имеют временных рамок, и не описываются никаким планом. Поэтому в вопросе целеполагания ВСЕ имеющиеся на сегодняшний день ассоциации коучей нарушают свои же техники SMART и GROW. То есть ICF – это просто коммерческий проект, выстроенный вокруг идеи коучинга, там все построено на деньгах и словоблудии, но тем не менее – это на сегодняшний день 24 тысячи коучей по всему миру. Кроме ICF, есть ECA Европейская ассоциация коучинга, у которой цели – продвигать стандарты… ICC — international coaching community (13 тысяч коучей) и ICU — intenational coaches union (7 тысяч коучей) – целей не заявляют, тупо проводят обучения, выдают сертификаты, устанавливают стандарты, этические нормы. Зачем они это делают – не говорится. У нас в России все намного скромнее — АРК — ассоциация рускоязычных коучей (114 членов), МАРК – международная ассоциация рускоговорящих коучей (около 220 членов).

При этом, развивая особую активность на продаже обучения, справедливости ради заметим, что учить-то особенно нечему… весь набор рабочих инструментов укладывается в скромный курс от 40 до 120 академических часов, в основном психологии, после чего обещается зарплата от 2 до 5 тысяч долларов в месяц. Я описал основные инструменты – они все в основном пришли из НЛП. Эта деятельность не регламентируется законодательством РФ, для работы коучем не требуется диплома, а сертификат хваленых курсов, это я извиняюсь – филькина грамота, в ПТУ народ дольше учат.

Просто я всегда обращаю внимание — как вы сами используете методы, которым вы учите других?
Цель – это нечто большее, к чему вы стремитесь? Представьте, что стандарты продвинуты, кодексы соблюдены… ради чего все это? Чем стандарты одних коучей лучше других, ради чего вы меряетесь этикой? Всего в мире, в общей сложности, сейчас насчитывается порядка 45 000 профессиональных коучей, но кроме позерства по поводу обучения ради обучения, ради собственных, самых исключительных, самых достоверных сертификатов (гораздо более сертификатистых, чем у других), похвастаться нечем. На глобальном уровне движение коучинга пребывает в прострации бессмысленности своего существования. При чем, СМЫСЛЫ как бы просятся, что бы их вынесли на первый план, коуч – это, в первую очередь, специалист по работе со смыслами, из которых целеполагание проистекает как производная. И на каком-то уровне эти смыслы становятся общими для всех.

Какой смысл существования у всего человечества – это, я думаю, не наш вопрос, мы может определять смыслы только своих поступков, а мы сами себя не создавали, поэтому в иерархии смыслов у нас всё та же рамка. Но в том объеме работ, что мы можем упорядочить, у нас пока просто не паханное поле. Коучинг пока прокладывает первую лыжню в осмыслении людьми своей деятельности. Мы же homo sapiens, должны быть разумными, степень разумности последние годы возросла, но все равно большинство людей не задумываются о своей жизни вообще, живут как живется, в основном реагируя на внешние события. Мало того, никто не работает со смыслами и проистекающими из них целями на уровне социальных групп — Муниципалитеты, Субъекты Федерации, а какая цель сегодня стоит перед Россией? Никто не скажет… а какие планы у человечества? Глухо…

Тогда, если бы коучинг смог взяться за смысловую сборку, и миссия свелась бы не к процветанию «своей» ассоциации, а, скажем, к организации всего человечества в единый субъект, вот тогда  это был бы мегаломанский проект, в котором захотели бы поучаствовать многие.

1 комментарий »

  1. Алексей интересно почитать твою ШАГовскую дипломную работу.

    Комментарий by Sergey Kibalnikov — 12.09.2018 @ 11:10 пп

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress