Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

29.04.2019

О культуре.

Filed under: Философия — admin @ 9:31 дп

Часть пятая.

Здравствуйте, меня зовут Алексей Каныгин, и это проект «Человек будущего». Это уже пятая передача в рамках цикла передач «Что мы знаем о судьбе», в которых мы пытаемся рассуждать – в чем заключается судьба, что на нее влияет? Сегодня мы поговорим о культуре. Продолжая следовать символизму цифр, определим Пятерку как символ человека, а вместе с ним и всей человеческой цивилизации. Развитие человека, как и развитие цивилизации напрямую связано с уровнем развития культуры. Но что такое культура?

Культура – это то, что отделяет человека от животных. У животных нет второй сигнальной системы, нет языка, они не одеваются и не занимаются приготовлением пищи. Но большинство людей, хоть и умеют разговаривать, или готовить пищу, но всё равно ведут фактически животный образ жизни, они жестко подчинены внешним обстоятельствам, можно сказать, что они фактически спят… с открытыми глазами. И весь цикл данных передач посвящен тому – как проснуться, как раскрыть в себе человека. Вы думаете – что лично вы бодрствуете, что вы разумны? Я предлагаю очень простой тест – попробуйте сегодня вечером сознательно отказаться от своего ужина (всего – на всего). А завтра попробуйте сознательно на целый день отказаться от одной из своих не самых полезных привычек – курить, играть в компьютерные

игры, зависать в интернете или смотреть телевизор. Вы сразу же встретитесь со своей звериной сущностью, с сопротивлением, столкнетесь с сомнениями – надо ли это надо делать, но попробуйте проявить волю – сможете вы с самим собой справиться?

Часто нам только кажется, что мы всё можем, но когда надо реально действовать, люди придумывают тысячи причин, что бы это не делать. И вот в такой вот воображаемой реальности, фактически – сне, люди и проводят большую часть своей жизни. Я же пытаюсь вас разбудить. Для того, что бы проснуться, необходимо развить два качества – рефлексию и волю. Рефлексия позволит вам разделять себя и свои реакции, а воля даст вам творческую энергию.

Культура оказывает на нас огромное воздействие. Мы живем в определенной культуре и не замечаем её, не задумываемся над тем – как она влияет на нас? Мы настолько привыкаем к ней, что не замечаем сложности языка, на котором мы говорим, не обращаем внимания на наши традиции. Это воспринимается как само собой разумеющееся. Мы начинаем видеть различия, только попадая в другую культуру. Культура – это такая понятийная среда начального уровня, это основа основ. Далее на этой основе создаются компании и предприятия, появляются политические партии и общественные движения, строятся театры, музеи и библиотеки. Можно сказать, что у Культуры есть широкое и узкое значение этого слова.  В широком смысле – это нематериальный аспект, это формат мышления и восприятия, в который входят — язык, правила поведения, ценности, наука, искусство и т.д. В узком смысле, культура – это уже опредмеченные объекты культуры, это артефакты — здания театров, книги, расписание театральных представлений. Это уже все то, что можно регулировать нормами Права… хотя само по себе Право – это составная часть Культуры в более широком смысле этого слова.

Для того, что бы понять взаимодействие между нами и культурой, давайте попробуем разобраться с очень любопытным вопросом – а что, собственно, мы считаем самим собой, или своим Я? Где проходит граница нашего Я? Это очень важный вопрос в развитии рефлексии – первого из необходимых навыков осознанного человека.  Задумайтесь – когда вы говорите Я…  пошёл, подумал, сделал… то — что это Я из себя представляет, где это Я находится? А чем мы воспринимаем это Я?

Первое ошибочное допущение – считать себя своим телом. Мы говорим – моя рука, моя нога, моя голова. Вроде бы всё правильно, ведь это действительно мои части тела, они принадлежат мне. Но подумайте — какое отношение вы имели к созданию вашего тела? Никакого… Тело вам было дано в готовом виде, вашего «Я» при создании тела не было. Вас никто не спрашивал – мальчиком вы хотите быть или девочкой, блондином или брюнеткой. Вы принимаете то, что есть. Мало того, по ходу Вашей жизни Тело болеет, не спрашивая вашего на то разрешения, старится и умирает вопреки вашей воле. Вы не в состоянии управлять ни одним процессом в своём теле (кроме дыхания, и то мы о нем почти не думаем) – пищеварение, кровяное давление, пульс, выработка ферментов или гормонов – это всё происходит без участия вашего «Я»… так насколько это тело – Ваше, и насколько наше Я – это наше тело?  Ведь фактически, мы просто пребываем в теле… временно… оно у нас скорее в аренде, чем в собственности. Тело – больше похоже на некую оболочку над нашим Я, этакий аватар, в котором наше Я находится.

Второе искажение – это отождествлять себя со своим именем или социальным положением. (включение — перекличка в армии) Опять же, разве это вы выбирали себе имя или фамилию? Нет вам его дали родители, фамилия – это название вашего рода, принятое в культуре. Если бы вы родились в индейской семье, вы бы имели только имя, типа — Чингачгук большой змей..  и умели бы делать у – у – у.. но не были бы ни бухгалтером, ни юристом.  Вашу профессию и социальное положение вы получили только благодаря культуре, а культура существует только в рамках общества, можно сказать – любое общество основано на культуре, а культура может существовать только в рамках общества (цивилизации). Наше Я отождествляется  с тем или иным образом, навязанным культурой, входит в роль. Это еще одна оболочка над Я, уже не такая плотная как тело, но все равно это не само Я, это его проявление. Что же остается от собственно Я.. голого.. пока ни с чем не отождествленного?

Может быть, наше Я – это мой Ум, мои мысли? Ну мыслю то точно Я! Я мыслю – значит Я существую, сказал Рене Декарт! Но, боюсь, это третье заблуждение. Задумайтесь – как вы мыслите? «Я – это мое мышление» отождествляет объект с субъектом, а это неправильно. Я – субъект, что делаю – мыслю. Мышление – это еще более тонкая оболочка. Вы всегда думаете на том или ином «языке»… но разве Вы этот язык создавали? Нет… Он был сформирован культурой, задолго до Вас. Вы обернулись в формат мышления так же, как оделись в тело, в свой социальный статус, только это ещё более тонкая ментальная оболочка… Наше подлинное Я всегда уходит куда то ещё глубже.

У нашего сознания, как у подводной лодки 5 основных перископов – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. И по этим 5 каналам к нам в мозг поступает огромный объем информации, который называется перцептивным потоком сознания. Но сознание его не воспринимает напрямую, этот поток подвергается основательной обработке, и собственно сознание работает только с готовыми фигурами – образами: стол, дерево, человек. Одновременно внимание способно удерживать не более 5-7 фигур. ВСЁ остальное сознанием не различается и остается в фоне. Мало того, что все наши «перископы» имеют ограниченное восприятие – мы слышим диапазон звуковых колебаний от 20 Герц до 20 кГц, видим в диапазоне от 400 до 700 нм., сенсорное восприятие, обоняние или вкус тоже имеют границы восприятия. Но даже воспринимая через этот «дуршлаг» информация еще больше сокращается, подвергаясь неосознаваемой переработке в готовые фигуры, и до сознания доходит хорошо если 1% первоначального потока в виде образов — смыслов.

Потом на этом ограниченном восприятии вырастает наука,претендующая на понимание истины — что представляет собой окружающая нас реальность? Но надо понимать, что между нашим представлением о реальности и самой реальностью стоят два забора. Первый – это ограниченное восприятие рецепторов, и второй — это не осознаваемая обработка перцептивного потока.

Можно сказать, что мы живем в воображаемом мире, мы достраиваем недостающие элементы окружающей нас действительности в своем воображении. Дополненная реальность современных виртуальных технологий  (ловля покемонов) ложится на благодатную почву – это естественный процесс нашего сознания. Только навык рефлексии – позволяет нам разделять нашего художника (свое Я) и нарисованную им картину. А свободная воля позволяет выбирать или самому писать те или иные сценарии жизни, что в нашей аллегории с художником означает – возможность рисовать любые картины по своему желанию.  Тогда как у всего остального большинства, жизнь – это лишь то, что ему показывают… во сне.

В результате получается, что наш ум работает только с теми смыслами, которые: во-первых, попали в поле внимания, во-вторых, были распознаны в качестве какого-то объекта-образа-смысла, и, в-третьих, этот смысл определен в языке в качестве слова. Если древний человек войдет в современную техническую лабораторию, обставленную современными приборами – то всё, на что он будет способен, это сказать – вот это да… эка невидаль… чудо чудное, диво дивное. На выходе он расскажет об увиденном в доступных ему понятиях – коробочка, палка, красненькая фигня. (врезка – дерево там такое)

Современный человек не намного лучше. Он думает ограниченным набором слов, и наше сознание работает в точно таких же границах, узнаваемости, просто слов мы знаем побольше, но принцип тот же. Из этого принципа потом вырастает наука, а из нее — технологии. Если изобретатель придумывает что-то совершенно новое – он должен в первую очередь дать этому изобретению имя, потом надо дождаться — пока это слово войдет в обиход, и вот тогда только произойдет развитие культуры – за счет увеличения количества слов — смыслов.

Наше сознание находится в процессе постоянного развития, жизнь задает нам определенный темп.  Ребенок видит все тоже самое, что видит и взрослый человек, но вначале он не знает – что с этим делать? Перемещающиеся цветовые пятна, непонятные звуки, всё это постепенно выстраивается в понятные гештальты – это что-то, что обо мне заботится и кормит меня, чуть позже будет называться мамой. Первые коммуникации, первые зафиксированные в словах смыслы. Мы начинаем постигать культуру!

Потом число этих смыслов – слов растет, между ними начинают появляться отношения, которые также фиксируются словами – смыслами. Смыслы, выражающие действия – это глаголы, смыслы, выражающие свойства и качества  — прилагательные и причастия. Еще одним шагом вперед становится возможность оперировать смысловыми конструкциями при помощи союзов и предлогов, причастных и деепричастных оборотов. Таким образом, первичные смыслы   приобретают динамику, из понятий складываются суждения, из суждений – умозаключения.

Но это всё пока – классическая аристотелевская логика. На очередном этапе развития сознание поднимается над обыденными смыслами, над буквальностью описания, и начинает видеть абстрактные смыслы. Как говорится — Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Из различных сказок, мифов, сказаний мы начинаем делать выводы о правилах поведения, об устройстве мира вокруг нас. Почему в одних случаях убийство – это преступление, а в других – это доблесть? Почему гордыня – это плохо, а гордость – хорошо?  Здесь начинается нелинейная логика, появляется условность, контекст, двойной смысл. Как говорится – только от сапера зависит, в каком смысле он пораскинет мозгами.

Но двойной смысл – это только начало абстракций. Это просто несколько значений одного слова. Чуть позже мы начинаем различать смыслы, которые не были высказаны напрямую, через метафоры и аллегории.

— Я волком бы выгрыз бюрократизм.. писал Маяковский. Буквальный смысл фразы – мягко говоря нелогичен, но мы понимаем метафору. Или вот, например, индейская притча о двух волках – белом и черном, которые постоянно борются за место в душе каждого из нас, и побеждает тот – которого ты кормишь! Здесь тоже нет буквальности, нет прямых и четких инструкций – скока вешать в граммах, как НАДО правильно… есть свобода любого выбора, много вариантность… Налево пойдешь – коня потеряешь, направо – головы не сносить, прямо – себя забудешь.. А вот шедевр двойной неопределенности, который есть только в русской культуре – пойти туда, не знаю куда, принести то не знаю что.. то, чего на белом свете вообще не может быть – вот это разрыв шаблона формального мышления, здесь уже аристотелевская логика нервно курит в сторонке. Здесь мы переходим в запредельные формы мышления, в поиск невозможного.. но невозможное – это всегда с позиции прошлого, в древнем мире наша современная обыденность с сотовыми телефонами, самолетами и интернетом – была бы чем-то невозможным для того уровня понимания, для того уровня культуры. Но сегодня мы всё это воспринимаем как должное.

Развивающееся сознание как бы наступает на окружающую нас реальность, пытаясь раздвинуть границы познаваемого мира. Упомянутая уже не в первый раз рефлексия – это такой уровень развития сознания, когда в его поле зрения попадает само познание, сам процесс восприятия и осознания информации, мы даже науки новые вводим – эпистемология, когнитивистика. Это осознание своего сознания, которое начинается с вопроса – что именно я сейчас чувствую, о чём думаю, и почему я это чувствую – думаю?

Здесь мы приходим к рамкам своего ума, осознаем его ограниченность, но с другой стороны только здесь открываются горизонты для развития новых возможностей, только здесь осознается возможность выхода за ограничивающие рамки культуры.

В каждом выпуске мы определяем ментальные ловушки сознания, которые коверкают нашу судьбу, в этом выпуске дадим пятый класс таких ловушек – это останавливаться в своем развитии, застревать на предыдущих этапах развития, когда возраст требует меняться. Мы часто попадаем в  ловушку культуры — быть как все, быть в тренде, одеваться по моде… хотеть то, чего хотят все. Быть вечно молодым и пьяным. Вы растворяетесь в социуме, теряете свою личность, свою индивидуальность.

Весь процесс жизни человека – это непрерывное развитие и трансформация. Но я по своей схеме 4-х векторов, состоящей из Тела, Чувств, Ума и Воли, выделяю 4 основных этапа в жизни человека. Первый этап – Тела, продолжается с момента рождения до подросткового возраста. Это период выживания, основная задача – выжить, позиция сознания – кто главный, кого слушаться, кому подчиняться? Мышление линейное, одномерное – да или нет. Это роль – ребенка.

На втором этапе – Чувств, у человека появляется эмоциональная оценка, он начинает воспринимать мир с позиции «нравится, не нравится», мышление становится плоским, добавляется «условность», ЕСЛИ мама мне даст конфетку – то я ее люблю, а если — папа на меня ругается, то я его не люблю. Позиция сознания меняется, появляется интерес, выгода – а что мне за это будет? Это уже роль подростка, на которой к сожалению застревает большинство людей.

Третий этап – Ума, осознания, человек активно познает окружающий мир, в мышлении появляется третье измерение – вероятность, «а вдруг – получится»? Оно становится трехмерным, объемным, научным. Позиция сознания меняется на новый главный критерий оценки – это истина или ложь?  Появляется инициативность, это период активного достижения поставленных задач. Это роль взрослого человека.

И четвертый этап – это этап Воли, мерность сознания здесь дополняется четвертым измерением — Иным, тем, что находится за пределами познания. Это период экзистенции, осознания себя, трансцендентных переживаний. Сознания начинает оценивать окружающую реальность с позиции – а какой в этом смысл? Это позиция мудрой старости.

Развитие всей цивилизации, как ни странно, совпадает с развитием индивидуального сознания. Первый этап был связан с выживанием человечества, это был период родо-племенной разобщенности, многобожия. Воля вождя заменяла законы, правил почти нет – есть прямые приказы.

На втором этапе развития человечества – период Чувств, развивается авторитаризм, это период абсолютной власти, Культура трансформируется, о многобожии не может быть и речи, бог должен быть один, как не может быть альтернативы абсолютной власти монарха, не может быть никакого много божия.  Появляются аврамические религии – иудаизм, христианство, мусульманство. Это период  формирования великих империй, борьбы за мировое господство. Появляется система Права, управление становится структурным – иерархическим. Предел этой формы управления достигается в армии, миллионы человек выполняют приказ главнокомандующего. Инициатива минимальна.

Третий период в развитии человечества был связан с наукой, которая перевернула всё мировоззрение, стала основой новой культуры. Бог, как таковой, вообще отрицается, это культура атеизма. Появляются права и свободы человека, в центре развития – научно-технический прогресс, технологии. Это наше с вами сегодняшнее время. Управление становится системным, состоящим из иерархических структур разной направленности. Активно проявляется частная инициатива.

Четвертый период – человечество свободной воли, ещё не наступил, и в зависимости от того сможем мы в него войти или нет — зависит выживание человечества. В целом, если наука изучала мир снаружи нашего сознания, то цивилизация воли будет более внимательно изучать само сознание. Это будет период, развития навыков само регуляции, рефлексии, воли. Божественное будет искаться не снаружи, а внутри, как имманентное свойство сознания. Новые формы группового взаимодействия, будут основаны на средовом управлении (параметрами среды). Если рефлексия – это осознание своих чувств и мыслей, то контрафлексия – это удержание в сознании позиций  разных сторон в споре. На первое место выйдут методы работы со смыслами.

По аналогии с компьютером, можно сказать, что нейронная сеть это «железо», hard? А сознание – это soft, программное обеспечение. Благодаря второй сигнальной системе и появившейся из-за этого культуре, мы способны более гибко перепрограммировать свой софт по ходу жизни, вырабатывать новые программы взамен потерявших актуальность. Кто то активно соврешенствует свой софт – занимается образованием, саморазвитием, самопознанием.. а кто-то усвоил азы, и остановился…  (врезка – нас и тут неплохо кормют)

Процесс персонального развития подразумевает установление новых отношений с окружающим миром (средой). Вы идете в школу, в институт, устраиваетесь на работу, у вас появляются новые контакты с новыми людьми, у вас появляются новые обязанности, вы проявляете новые качества. Каким эмоциональным содержанием наполнены эти связи, какими информационными характеристиками – всё это определяет ваше развитие. Если вы стремитесь сократить количество и качество связей – вы деградируете.

Подведем итоги:

Посмотрите вокруг – сколько всего сделано руками человека, это всё продукты культуры. Мы живем в культуре, она с рождения пропитывает каждого из нас.

Она нас и лечит, и калечит одновременно, Культура чем-то похожа на школу – с одной стороны она учит и развивает, но с другой стороны она же дает жесткую рамку – только так и не иначе, есть два мнения – одно, принятое в культуре, другое неправильное. Поэтому выход «за рамки» это всегда своего рода конфликт.

Развитие рефлексии позволяет вам осознавать – где вы, где рамки культуры, где ваши пожелания, она позволяет освободиться как от обуславливающего влияния культуры, так и от собственных  желаний, появившихся из-за внешней обусловленности.

Каждый человек имеет определенную позицию восприятия, соответствующую уровню его развития, его уровню культуры. С развитием человека как личности, у него меняются потребности, ценности, когнитивные способности и позиция сознания. Самая большая ошибка, которую любят делать большинство людей – это застрять в своем развитии.

Надо научиться воспринимать себя – как объект развития, а для этого нужно наработать навык рефлексии, который начинается с умения разотождествления себя со своими внешними по отношению к голой субъектности оболочками.

На этом 5-ый выпуск, посвященный культуре мы закончим, в следующем выпуске поговорим стремлении к удовольствию и различению удовольствия, счастья, радости… До свидания.

 

 

 

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress