Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

27.04.2021

Ментальный оргазм и ментальные операторы сознания.

Filed under: Философия — admin @ 11:37 дп

Процесс мышления до сих пор остается, наверное, самой непостижимой тайной для понимания. Эта проблема заключается в том, мы думаем Умом, отождествляем себя (свое Я) со своим умом, и оцениваем свой Ум своим же умом! А если не выйти за пределы системы, то объективно оценить систему «со стороны» невозможно. Поэтому мы не замечаем, ни своих ошибок, ни ловушек сознания, в которых ум застревает, ни ограниченности нашего сознания. Как говорится, никто не жалуется на недостаток ума, всем всегда не хватает денег, связей, им всегда мешают какие-то внешние препятствия, ограниченность мышления не воспринимается и не осознается.

Два столетия назад, Вильгельм Гегель заметил, что мышление имеет дело не с самими вещами, а только с понятиями вещей, мало того, от этих понятий берется своеобразная производная, и получается слово, название этого понятия, которое мы впоследствии используем в речи (языке). Готлиб Фреге через несколько десятилетий после Гегеля описал это в известной сегодня модели «треугольника Фреге». Понятие и его название – это содержание и форма, они неразрывно связаны между собой, но становятся оторванными от предмета, их породившего. (Т-баланс). Понятие становится абстракцией. Стул, или стол, это уже не какой-то конкретный предмет окружающего мира, это слово — понятие, выражающее целый класс всевозможных стульев, или столов… Далее мышление начинает вариться в собственном соку, прибавляя к некой частичной информации, полученной из физического мира, какие-то свои догадки и фантазии, считая окружающий мир именно таким, каким он получился в итоге. Получается разрыв между реальностью и действительностью. Действительность у всех общая, а вот реальность у каждого своя.

Виртуальная реальность, это явление только недавно получило широкое распространение благодаря компьютерным играм, но сознание всегда работает в режиме виртуальной реальности. Оно достраивает сигналы с рецепторов (глаза, уши, и т.д.) до целостной картины. Мало того, есть исключительно человеческие придумки, которых вообще нет в физическом мире – государства, законы, правила поведения и т.д. Это уже чистые игры разума, можно сказать — добавленная реальность, своеобразные надстройки ума над действительностью. Как в любой игре, у человека, включенного в эти игры, появляются своеобразные роли. Например, человек уже не просто Вася Иванов, он (предположим) капитан милиции, который стоит на страже советских законов. Возникает своеобразное расщепление личности, как к нему обращаться? Эй, Васька, друг, помнишь в 6-ом классе с тобой помидоры воровали? Или товарищ милиционер помогите, мальчишки в огород залезли, половину урожая унесли… Кто он, с какой ролью себя отождествляет? Уже есть минимум две субличности. Или ещё пример – комсомол! Его можно увидеть, потрогать, понюхать? Нет, это исключительно абстрактное понятие, которое существует только в человеческом воображении. Но сегодня (предположим) нашего Васю Иванова приняли в комсомол, и всё… мир изменился, теперь ты Вася должен… быть примером для пионеров, учиться на хорошо и отлично, переводить бабушек через дорогу… чем там ещё комсомольцы занимались? А потом этот же Вася Иванов стал коммунистом, и вот он уже 3 в 1 – Вася, капитан милиции и коммунист. Но и это не предел, а ещё он хороший семьянин, заботливый отец, страстный болельщик футбольной команды «Динамо», примерный водитель, заядлый охотник и любитель выпить по праздникам, душа компании. Субличности множатся благодаря включенности во всё новые и новые культурные контексты, которые, по сути, существуют только в воображении.

То есть, вы видите, какие игры придумывает сознание, какие сложные конструкции дополняют серую обыденность. При этом сознание категорически настаивает на том, что именно ЭТА его реальность и есть истина, «пусть лучше мир прогнется под нас»! Ум не хочет признавать, что это всего лишь игры, или что он ошибается, ведь это означает признать свою неправоту, ошибочность суждений, нет, ни в коем случае, все именно так и есть, действительно полностью соответствует моей реальности!

С одной стороны, а что в этом плохого? Ведь простая действительность, не приукрашенная фантазией, сера и уныла для восприятия. Можно с ума сойти от скуки, если каждый день просто буквально смотреть на физический мир. Наблюдать — как растут деревья, как движется луна, ничего не домысливая? Это скучно, а Ум хочет развлечений, поэтому Я (мой Ум) не согласен! Я (мой Ум) хочу, что бы мое воображение возбуждалось, что бы ум приходил в состояние активности, генерировал фантазии, что бы эти фантазии были прекрасными и захватывающими, чтобы это было в кайф! Тогда Луна на небе, это не просто светящийся серп, это какая-нибудь небесная богиня, лес – живой, с ним можно поговорить. Ум (моё Я) стремится к ментальному оргазму, к оплодотворению своими продуктами – фантазиями, идеями, другого Ума (другого Я), что бы он тоже загорелся, что бы ему тоже было интересно и радостно…

А для всего этого требуется какой-то спусковой механизм, который запустит процесс воображения, фантазии или мышления, спровоцирует активность мозга. В обычном состоянии Ум (как бы) прыгает, как обезьянка, с ветки на ветку. На какой-то мыли (ветке) посидит, подумает ее подольше, но потом обязательно переключится на новый предмет размышления. В «Искусстве легких касаний» Виктора Пелевина есть такой отрывок:

«– Обезьяний ум? – переспрашивает Голгофский.
– Именно. Ум, оглушенный внезапно наступившей тишиной, начинает отчаянно скакать с ветки на ветку и верещать: о чем угодно, лишь бы не исчезнуть в безмолвии… В такие минуты вы не то что его видите, вы никуда не можете от него скрыться.
У нас нет никакого контроля над поработившей нас сущностью («monkey mind» прим.авт.), которая ежесекундно убеждает нас в том, что она и есть мы. В такие минуты эта сущность становится отчетливо видна: все, что происходит в сознании, и есть ее прыжки…
С обезьяньим умом невозможно бороться, потому что этой борьбой немедленно начинает заведовать сам обезьяний ум. Мало того, он проявляет в ней такое же рвение, как кот Бегемот в перестрелке с агентами КГБ…».

Этот отрывок очень ярко показывает Ум, который одновременно является и достижением, и проклятием человека. С одной стороны – это инструмент познания мира, благодаря абстрактности мышления мы достигли вершин научно-технического прогресса, разгадали многие тайны природы, но с другой стороны, это такой поводырь, который не любит сверять карту с местностью, и в этом отношении является слепым, он живет в виртуальном мире, и без оглядки входит в противоречие с действительностью, считая свою реальность важнее.

Так что же заставляет Ум включаться, и что способно его притормозить? Я вижу два полюса, которые создают поле притяжения – отталкивания. С одной стороны это страх, можно сказать некая проблема, от которой сознание старается оттолкнуться. С другой стороны притяжение, экзальтация, ментальный оргазм, который на чувственном уровне проявляется двояко. С одной стороны это — интерес и любопытство, а с другой стороны это желание поделиться открытием, поумничать, выделится. Удовлетворение интереса приводит к пониманию, которым сознание обязательно хочет поделиться с другими носителями разума. (здесь я пока не разделяю сознание, думание, мышление и разум). Это влечение (притяжение) требует коммуникации, в ходе которой происходит своего рода оплодотворение, излив нарратива, в сознание слушателя. Как в физическом мире самец старается оплодотворить максимальное количество самок, в мире информации Ум стремится оплодотворить своими идеями максимальное количество пока ещё «непресвященных умов».

Здесь первое отступление, анекдот по этой теме. Девочка Маша поймала золотую рыбку, как полагается, та предлагает ей исполнить три заветных желания, первое – пусть меня плющит! Стоит, плющится… Второе желание — пусть меня ещё и колбасит, строит, то плющится, то колбасится, после какой-то паузы.. что это я все о себе, да о себе, пусть мальчика Петю тоже плющит и колбасит! В этом шутливом примере показано, как Ум стремится к ментальному оргазму! У этого оргазма есть две формы – плющиться, тащиться, кайфовать, это пассивное восприятие, и «колбасится», находиться в возбужденном состоянии, кипеть энергией, это активное состояние. То есть, как и в материальным мире, всё делится на активную (мужскую) и пассивную (женскую) составляющие.

И точно так же, как в физическом мире есть два главных инстинкта – выживания и размножения, на сознание действует та же полярность. Вопрос выживания образует полюс страха, от которого сознание стремится оттолкнуться, уйти от проблемы, а инстинкт размножения – это полюс экзальтации, ментального оргазма, притягивает к себе мышление, провоцируя его в положительном аспекте. Метод кнута и пряника, который воздействует на мышление, как на любую другую деятельность.

Ум занят вопросом выживания, а для этого ему нужно питание. Метаболизм Ума требует корма, и в этом смысле «обезьяний Ум» не просто так прыгает с ветки на ветку, он ищет – что бы такого вкусного съесть? Различные события, идеи, переживания выступают кормом для Ума. Он не может не думать, продуктом мышления являются новые смыслы, которые порождаются в процессе метаболизма. Поступающая на вход информация (переживание, образ, какой-то факт) перевариваются сознанием и становятся … здесь довольно важный момент. Человек – это то, что он ест. В данном случае мы говорим про информацию. Если методом кнута на вход сознания пришла проблема, то на выходе мы получим мотив, Если мы смещаем сознание в будущее, то на выходе мы получаем генерацию нового и Иного, если в прошлое, то на выходе будет рефлексия. В любом случае это будет неким смыслом, пониманием, которое будет эмоционально окрашено. Эмоции станут мотивом для дальнейшей деятельности.

Происходит цепочка:
(ментальный оператор – мышление) – (понимание – эмоции) – (мотив – деятельность). Мышление – это тоже деятельность, это фабрика по производству эмоций, а эмоции становятся мотивом и снова вызывают деятельность, круг замкнулся, двигатель запущен! Иногда он зацикливается и бегает по кругу, иногда попадает в ловушки, хотя с его позиции – он все делает совершенно правильно, логично и последовательно, но не будем к нему слишком строги, это именно тот Ум, которым каждый из нас думает, и никакого другого Ума у нас нет. Запомним Ум – Думает! В сознании это отдельный грандиозный механизм.

Какие-то смыслы кажутся Уму возбудительными, они провоцируют активность мышления, от каких-то его воротит, и он категорически отказывается их думать дальше. Приведу пример. Охотник идет по лесу и видит след зверя, Этот след становится тем самым спусковым триггером, который запускает процесс мышления. Охотник включает весь свой опыт, и достаивает образ следа до целостной картины, он решает: что за зверь здесь прошел, какое время назад, есть ли шансы догнать? На выходе мышления – понимание. Это эмоционально окрашенный образ, как он добудет зверя, принесёт добычу домой, как его оценит семья, другие охотники, какие проблемы он решит добытым зверем – мяса хватит на всю зиму, никто не будет голодным. Здесь может быть много вариантов мыслей, главное, что сознание пришло в состояние возбуждения, охотник отправляется в погоню, у него появляется цель, начинается деятельность… и всё это произошло от еле различимого следа.

След выступил ментальным оператором сознания, который запустил мыслительную активность. Здесь мы вводим определение Ментального Оператора, как функции запускающей или направляющей мышление.

Здесь снова просится анекдот. Муж застал измену жены и слышит от нее: «ты ведь не будешь верить своим лживым глазам, а поверишь тому, что я тебе сейчас расскажу, правда, дорогой»? Дальше один ум начнет генерировать какие-то сложные смысловые конструкции, другой ум начнет их переваривать, и получать новое понимание реальности.

Причём здесь есть очень важный момент. Муж в данном случае испытывает когнитивный диссонанс непонимания, как-же это так — моя дорогая супруга, и вдруг… он в данном случае пассивная сторона, которая как бы просит объяснений, что бы снять напряжение этого непонимания. На чувственном уровне это проявляется как Интерес. Так как мы очень много чего не до конца понимаем, у нас постоянно в сознании висят десятки, если не сотни когнитивных диссонансов, они порождают постоянное напряжение непонимания, и Интерес (тяга к познанию) перманентно сопровождает нас. Удовлетворение любопытства приводит к ментальному оргазму (той или иной силы выраженности). Когда Архимед открыл, что «тело помещенное в жидкость вытесняет точно такой же объем жидкости», его накрыло именно таким оргазмом, он бегал по улицам Сиракуз, радовался, решение было найдено, противоречие когнитивного диссонанса снято! Назовем это (удовлетворение интереса) женским типом ментального оргазма.

Ну а супруга (из анекдота) встает в активную позицию, она начинает креативить. Это процесс смещения мышления в область Иного (обычно в будущее), перед ней стоит творческая задача. Ей надо описать то, чего не было на самом деле, а то, что было надо как то извратить. Это чистое творчество. Все изобретатели, художники, поэты, музыканты и прочие творцы Иного, переводят работу своего сознания в режим Генерации. Назовем это «Смещением» и введем различие с «Пониманием». Интерес сводится к Пониманию, это один результат мыслительной деятельности, а смещение сводится к генерации нового и иного, это совершенно другой продукт на выходе мыслительной деятельности, и, соответственно, совершенно другой процесс. Эту разницу надо уловить! В данном случае, на ментальном уровне супруга фактически выполняет мужскую (активную) роль, она удовлетворяет партнера по коммуникации! Она генерирует новые смыслы, которыми оплодотворяет мышление своего супруга. Мужской формой ментального оргазма в данном случае будет навязывание своего мнения. Мне поверили, порожденные мною смыслы стали жить своей жизнью! Это радость автора, художника или исполнителя, которым рукоплещут, теории которых попали в учебники. Их творчество «зашло». В этой позиции находятся производители, заказывающие рекламу своих товаров, или политические идеологи, которым нужна лояльность граждан. Потребителям кажется, что они сами осуществляют свой выбор, но этот выбор был изначально обусловлен! Что покупать, и во что верить решают те, кто занимают активную (мужскую) позицию в коммуникации.

Причем, есть такое мнение, что творчеством нельзя заниматься насильно, по приказу, или по принуждению… не могу согласиться с таким представлением. Очень даже можно, мало того, именно провокация активности и есть один из способов ее добиться. В том же анекдоте с женой, она не говорит, мол, дорогой, потерпи, мне нужно время, я хочу дождаться озарения, только тогда ты получишь ответы… нет, она с ходу начинает шпарить. Когда собирается группа для рассмотрения и решения какой-то задачи, если обсуждение идет по кругу, то приходит твоя очередь… и давай, вперед на танки! Говори уже хоть что-нибудь! Участника обсуждения точно так же вынуждают, и он включается, «смещает» сознание в область будущего, где задача решена, и описывает – что там в будущем, куда надо идти? Этот навык (креатива) есть далеко не у всех людей, но его можно развивать! На следоотражающей поверхности пассивного мышления слушателей он чертит смыслы своим представлением Иного, он креативит, создает, генерирует смыслы, которые становятся пищей для мышления других участников.

Идею активности и пассивности мышления можно хорошо представить, если сказать, что у Ума есть вторая сторона медали. Можно сказать, что не Ум думает мысли, а различные идеи (смыслы), как самостоятельные сущности, завладевают умом, заставляют его их думать. Можно сказать, что как вирусы, которые заражают живые клетки, и заставляют их воспроизводить (дуплицировать) себя дальше, на Уме паразитируют разные смыслы, заставляя его распространять их дальше, заражая через коммуникацию других носителей сознания. Что-же первично – носитель разума, генерирующий идею, или идея, проникающая в носитель разума, который начинает эту идею дуплицировать на свое окружение? Так распространяется мода, убеждения, верования, идеологии. В самом крайнем рассмотрении этой версии, можно предположить, что сам по себе Ум – это некая сущность, которая завладела нашим сознанием, которая навязала нашему сознанию концепцию Я, как это описано у Пелевина. Тогда получается, что идея (концепция) Ума, это тоже вирус, который имеет схожую субстанциональность, такую же нематериальную природу, как и другие идеи – сущности, просто более крупного масштаба.

Здесь надо ввести новое различение: простых и сложных смыслов. Простые смыслы формируют целостную смысловую фигуру, понимаемую умом, гештальт закрыт, и процесс этого закрытия (понимания) ощущается как приятный (если только это не понимание чего-то ужасного). Сложные смыслы всегда выходят за рамки понимания, и поэтому смысл не достраивается до целого, гештальт остается не закрытым, возникает неприятное напряжение когнитивного диссонанса. Часто они принципиально не понимаемы, например, имеют трансцендентальную составляющую, или какую-либо иррациональность. Но Ум такое положение вещей не устраивает, поэтому одна из ловушек сознания – упрощать (редуцировать, аппроксимировать, мифологизировать) сложный смысл до простого, до понятного. Сложные смыслы хронически редуцируются до простых. Результат редукции – мнимое понимание! Здесь кроются основные ловушки сознания, позволяющие осуществлять управляемое воздействие.

До этого момента мы описывали метод воздействия на сознание ментальных операторов, которые имели естественное происхождение, а здесь хочется сказать пару слов про искусственное. Любому заказчику будет интересно, чтобы покупали именно его товары или услуги, чтобы голосовали именно за нужного кандидата, что бы поведение человека (группы) было предсказуемо. И задача в данном случае ставится на результат. В логике ментальных операторов очень мало рекламы, а это огромный рынок, и очень перспективное направление.

Принцип направленного воздействия заключается в искусственном усложнении или редукции смыслов. Каждая из этих операций – целая группа ментальных операторов. Усложнение создается за счет введения новых мерностей в продукт, скажем у всех продавцов на рынке рубашки на 100% из хлопка, одной цены, и примерно одинаковых производителей… вводим новую мерность – говорим, что наш хлопок рос где-нибудь в горах, приобрел супер свойства, отличающие его от конкурентов… придумываем миф про какого-нибудь великого хлопковода, у которого была трогающая за душу история… Мы усложнили выбор, введя в него новые критерии, новую мерность.

А вот аналогии и ассоциации — это главные инструменты редукции (в данном случае). Грецкий орех помогает работе головного мозга, потому что он выглядит как мозг! Вова не постит всякую херню в соцсетях, Вова умный, будь как Вова! В данном случае редукция позволяет снять противоречие когнитивного диссонанса, решить сложную задачу легко и непринужденно. Всё, что вам надо – это … рекламируемый продукт… живи легко! То есть, всё сводится к усилению проблематики полюса страха, или к радости псевдопонимания полюса пассивного ментального оргазма.

Тему псевдопонимания, мнимого понимания, «мне так кажется» надо будет рассмотреть отдельно )).

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress