Пространство смыслов Алексея Каныгина Размышления о насущном

31.01.2022

Конструктор городских сообществ.

Filed under: Проблемы России,Философия — admin @ 9:39 пп

Давно была идея описать шаблоны нескольких типовых сообществ, таких как политическая партия, потребительское общество, сообщество городских активистов, клуб по интересам и т.д.  Очень часто приходится слышать, что люди у нас в стране не способны к самоорганизации, что каждый сам за себя. Отчасти это правда, люди хотят, но не понимают – как это сделать? И, поплутав в своем воображении в лабиринтах сложности предстоящего действия, вообще отказываются от него. Я же хочу предложить несколько готовых рецептов приготовления сообществ, и начать с городских сообществ.

Любое сообщество строится на сложном противоречии. В городе этим противоречием будет триединство базового баланса «власть» — «бизнес» — «жители». В нормальных условиях  единства нет,  баланс нарушен, каждый сам за себя, город раздирают противостояния и конфликты. Сообщество должно помогать их разрешению. Давайте повнимательнее посмотрим на «вершины» баланса.

«Власть» представлена на двух уровнях – муниципальный уровень мэрии, сюда кроме самой администрации входят школы, больницы, учреждения культуры, и федеральный уровень, который представлен:  МВД, МЧС, судами, прокуратурой, всевозможными надзорами – роспотребнадзор, технадзор, и т.д. Субъектом здесь чаще всего выступает Мэр (или  Глава городского округа), который возглавляет  конфигурацию власти, состоящую из его собственных полномочий, начальника полиции, прокурора, председателя суда и далее следующих руководителей служб и подразделений, внутри которой свои сложные отношения, но в нашем представлении это все «власть». У власти свои особенности, которые надо учитывать при построении сообщества. Она видит себя хозяином города, стремится все контролировать и требует полного подчинения, в том числе и формируемой структуры городского сообщества. Власть работает в логике административного протокола. Все «мышление» здесь сводится к поиску «кто виноват» и «что делать»? Оба уровня «власти» живут сегодняшним днем. Власть не может себе позволить творчества, креатива, прогноза на будущее, поэтому с большим трудом представляет себе — возможности развития города. Планы по развитию есть, но они очень формальные. Теоретически, Администрация города должна согласовывать с жителями планы благоустройства и развития территорий, для этого есть процедура публичных слушаний. Но на практике  на эти слушания свозят сотрудников комитета по образованию или сотрудников управляющих компаний, которые не смеют возразить, боясь быть уволенными. У власти присутствует большая коррупционная составляющая.

«Бизнес» тоже делится на несколько уровней — крупный, средний и мелкий. Мышление здесь в логике прибыли. Бизнес на территории города использует местное население и территорию для извлечение прибыли. Хорошо не то, что лучше для людей, а то, что приносит больше прибыли. Поэтому представление о будущем есть, но оно довольно однобоко, представляется — что будет с доходом, если здесь построить магазинчик, там офис открыть… Крупный или средний бизнес пытается тянуть одеяло на себя, вплоть до «поставить «своего» мэра», мелкий будет решать свои вопросы коррупционным путем, в любом случае экономические задачи бизнеса идут в ущерб жителям. Но Бизнес — это и экономическая основа города, это налоговые отчисления в бюджет, рабочие места для жителей.  Слабо развитый бизнес приведет к тому, что большинство жителей будут уезжать  на работу в другой город.

«Народ»  самый многочисленный, но при этом — самый слабо проявленный. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», пел Высоцкий, это точно отражает особенности жителей города. «Активисты» часто не совсем здоровы, а здоровые в «активисты» не лезут, стесняются, их ведь никто не просил, не назначал. Здесь можно выделить несколько уровней заинтересованности и вовлеченности в городскую жизнь. «Жители», это такая категория, которая практически не интересуется жизнью города, это чаще всего приезжие, временно снимающие квартиру, работающие в соседних городах. У них низкий уровень заинтересованности. «горожане» напротив, родились и выросли в этом городе, связывают город с частью своей собственной истории, и хотят, что бы их дети и внуки продолжали жить в этом городе. «Горожане» — это самая сильная мыслительная сила в городе, они мыслят в логике удобства и бытового комфорта. Им мешает шум, раздражает грязь, они щепетильны к качеству воды, им хочется больше парков и мест для досуга, их «заносит» в своих фантазиях так, что никакого бюджета не хватит все это создать, но они с душой относятся к месту своего жительства.

Вообще, в целом, городское сообщество призвано ослабить негативные последствия возможных отклонений или «болезней» каждой из трех составляющих, той же коррупции, объединив совместные усилия на развитие города. При этом развитие каждый понимает по своему, это может быть устранение проблем – экологии, мусора, качества дорог, здравоохранения или недостатка парков и скверов, высокий уровень преступности, плохое транспортное сообщение и т.д. и т.п. Но может быть и какое-то светлое будущее – открытие университета, аквапарка, макдональдса (на худой конец).

Что может дать таким, настолько разным социальным группам, одно и то же сообщество? На самом деле может.  Главе города нужно признание горожан, оценка его заслуг, возможность уверенно переизбираться на новый срок. Бизнесу нужно, что бы сотрудники, работающие на принадлежащих бизнесу предприятиях, не стремились куда-то уезжать, что бы город был притягательным местом для специалистов, образующих кадровый резерв. Что бы была высокой покупательская способность горожан, чтобы город рос и обеспечивал возможность роста бизнеса. Ну а горожанам нужно, что бы к их мнению прислушивались, что бы их замечания исправлялись, что недовольству было куда канализироваться.

Городское сообщество, это объединение людей, для которых этот город – ценность! Которые любят его, и стремятся к совместному развитию. Каким будет это развитие – и является основным предметом для обсуждения сообщества. Здесь важно понимать, что только сообщество дает возможность проявиться мышлению со стороны горожан. Обычно их затыкают, по традиции власть гораздо лучше знает — что сделает их счастливыми. Но именно от них идет мышление любви, признания и одобрения. И просит она только одного – что бы и власть, и Бизнес, признавали право горожан на участие в жизни города. Любовь жителей не регулируется ни методами административного управления,  ни покупается  в коммерческом порядке. Построение сообщества – это попытка представить этакую семью, где Власть – это отец, мужское начало, Бизнес – мать, соответственно женское начало, а жители – дети. Как в семье рождается любовь? Только на основании взаимного признания и уважения. В отца надо верить, о матери надо заботиться, а дети должны быть признательными, терпеливыми и трудолюбивыми. Сообщество метафорически воссоздает семейную ментальность, определяет роли участников, и при их объединении возникает синергетический эффект – у города появляется душа, он как бы оживает. Не зря сейчас ведется разговор о «живых» городах, там точно такая же логика оживления.

Как это все работает? Подразумевается три уровня участия:

  1. Житель. Это пассивный подписчик, который является потребителем публикуемой информации.
  2. Горожанин. Это главная часть сообщества, это активный участник, который периодически публикует в группе городского сообщества свои посты по волнующим его темам. Цензура допускается только в рамках установленных запретов законодательства – против разжигания розни, нарушения чувств верующих и т.д.
  3. Эксперт, эксперты образуют Совет – орган управления сообществом, это ядерная группа сообщества, ее структурный скелет. Совет периодически собирается, скажем раз в месяц, просто попить кофе, поговорить, выступить с инициативами. Инициативы – это основная энергия сообщества. Любой горожанин может подать инициативу в Совет. При этом Эксперты, как продвинутые горожане, также публикуют посты, выступают авторами инициатив,  но могут выступать рупором от тех участников сообщества, которые в силу разных причин хотят сохранить свою анонимность.

Вначале инициативная группа из 2-3 человек создает городскую группу(ы) в социальных сетях. Начинается освещение местных городских событий. Это могут быть обзоры с дня города, рассказ о местной фабрике, история из жизни, недовольство ценами в магазине, публикация о ямах на дорогах и т.д. Потом приглашается Администрация, проводится встреча с Главой, в ходе которой ему представляется инициатива создания данного сообщества горожан, куда торжественно приглашается он сам на роль эксперта. Среди экспертов старших или главных нет, их встречи не управляются, а модерируются.

Точно также рассылаются приглашения принять участие в сообществе другим руководителям экономических и провластных структур. Городское сообщество призвано организовать связь между различными социальными группами, входящими в городскую агломерацию. Надо делать упор на том, что хотя многие из руководителей сегодня обладают властным ресурсом, но в исторической перспективе – они все горожане. Все дышат одним и тем же воздухом, видят одни и те же пейзажи, пьют одну и туже воду, ездят по одним и тем же дорогам… Поэтому на каком-то уровне восприятия города – все равны!

Не надо торопиться с какими-то задачами и результатами. Должно произойти несколько этапов выращивания структуры городского сообщества. Должен быть диалог и стремление к взаимопониманию. Попытки явного перетягивания на себя полномочий по управлению сообществом, должны пресекаться. Задача считается решеной после создания Совета экспертов, который собирается примерно 1 раз в месяц попить кофе, выехать на природу, пообщаться в непринужденной обстановке. Нет задачи РЕШАТЬ вопросы, это очень важно понимать, решать должна власть, а сообщество только обсуждает, это информационный уровень взаимодействия. Лента новостей в соцсетях определяет повестку, число и эмоциональность комментариев определяют отношение жителей к тому или иному вопросу.

Для финансирования деятельности сообщества, допускается размещение рекламных материалов в ленте новостей, возможно проведение опросов общественного мнения, участие в избирательных компаниях, проводимых на территории города. Важно понимать, что сообществу не нужны большие деньги. Хотя конечно соблазн подзаработать будет, или продаться в политическом плане, использовать информационный ресурс в чьих то личных целях. Но именно для этого создается Совет. Он должен регулировать деятельность городского сообщества.

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Powered by WordPress